Найти тему
ПКБ №13

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Оглавление

Возрастными кризисами условно называются переходные этапы возрастного развития. Они происходят как в детском возрасте, так и во взрослом, и являются необходимыми звеньями в человеческом развитии.

Кризисы меняют личность, формируют новые смыслы для жизни и деятельности. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую, относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Когда они происходят у ребенка, резкое изменение его поведения и утрата прежних интересов могут напугать родителей, поэтому важно определить, в какие периоды отмечаются эти изменения, чем они обусловлены и как выглядят:

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Является больше физиологическим, чем психологическим: у ребенка происходит смена системы дыхания (первое воздействие кислорода на слизистые – очень болезненное), смена давления (в жидкой среде свой вес почти не ощущается, при рождении атмосферное давление начинает резко давить), смена температуры, изменение освещенности и интенсивности звука, тактильных ощущений. Все это вместе является сильным стрессом, поэтому до окончания адаптации (которая обычно длится 15-20 дней) ребенок может терять в весе. По окончанию кризиса ребенок обретает психическую жизнь, начинает реагировать на других людей, оживляется при их приближении.

кризис 3-х лет
кризис 3-х лет

Кризис первого года жизни

Характеризуется негативизмом (ребенок спорит с родителями, на все говорит «нет»), упрямством, частой раздражительностью малыша. Это связано с тем, что ребенок начинает воспринимать себя отдельно от матери, получает большую свободу передвижения и начинает самостоятельно пытаться орудовать новыми для него вещами и предметами.

Кризис 3-х лет:

Ребенок отказывается выполнять большинство требований взрослого, упрямится, стремится все делать самостоятельно, обесценивает то, что раньше для него было дорого (например, может обзывать родителей), агрессивно ревнует родителей к братьям и сестрам, демонстрирует протестное поведение. В результате кризиса у ребенка появляется позиция «Я сам», начинает формироваться воля, стремление делать выбор самостоятельно. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Кроме того, ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Кризис 6-7 лет

Связан с развитием самосознания ребенка. Негативная симптоматика кризиса может выражаться непослушанием, обесцениванием, неадекватным представлением о своих возможностях, стремлением действовать как взрослый вопреки очевидным неуспехам, хитростью как нарушением правил, которые прежде выполнялись, демонстративной «взрослостью» и стремлением не выглядеть и не быть «как маленький». Ребенок поступает в школу, меняется его социальная позиция, на первый план выходит учебная деятельность.

Кризис подросткового возраста (12-14 лет).

В этом возрасте включенность и в мир взрослых, и в мир детства, изменения в теле провоцируют тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка. Одновременно происходит внутренний конфликт между желанием быть частью группы сверстников и иметь свое собственное мнение, даже если оно отличается от чужого. По результатам прохождения кризиса ребенок осваивает свою новую телесность, улучшает навыки общения с другими, развивает абстрактное мышление и формирует свою жизненную философию и ценности, строит жизненные планы.

Однако кризисы происходят как в детском, так и во взрослом возрасте. «Взрослые» кризисы возникают реже, чем детские, меньше привязаны к конкретному возрасту, являются ценностно-смысловыми по содержанию и протекают более осознанно и малодоступно внешнему наблюдению.

Кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года)

Человеку необходимо отделиться от родителей и найти свое место во взрослом обществе;

кризис взрослого возраста
кризис взрослого возраста

Кризис «30 лет»

В этом возрасте происходит переоценка ценностей, остро ощущается несоответствие построенной раньше мечты реальным возможностям, происходит подведение итогов. Этот кризис часто находит разрешение в стремлении изменить жизнь «пока не поздно», и часто выражается в смене профессии, разводе, кардинальном изменении мировоззрения и жизненной философии;

Кризис «середины жизни» (40-45 лет)

Происходит осознание утраты молодости и конечности жизни, принятие конца молодости, часто это выливается в обращение к творчеству, усиление самодостаточности и расширение границ общения;

Кризис прекращения активной профессиональной деятельности и выхода на пенсию (60-65 лет)

Человек в эти годы обычно выходит на пенсию и не знает, чем теперь заниматься. В это время здоровье уже не такое, как раньше, а дети выросли и живут своей жизнью. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни. Часто во время этого кризиса человек находит для себя новые смыслы и цели, например, помощь детям с внуками.