Многозадачность входит в популярный набор требований, которые HR-специалисты подверстывают к описаниям вакансий. Многие из них убеждены, что этим прекрасным свойством обязан обладать идеальный претендент.
В такие списки требований входят и другие умения и навыки – например, стрессоустойчивость. Что под этим подразумевают? Недавно мы беседовали об этом с HR-экспертом Наталией Бекетовой. Запись можно посмотреть здесь:
А сейчас мы расскажем о еще одном распространенном требовании - о многозадачности, то есть умении выполнять сразу несколько дел.
Чаще всего в пример приводят Юлия Цезаря, который, согласно легенде, мог слушать, смотреть и писать письма одновременно. Но этом именно легенда. В действительности Цезарь просто не любил терять время попусту. Не имея возможности по соображениям политики отказаться от посещения массовых зрелищ, которые устраивали для развлечения толпы, он, сидя в амфитеатре, занимался государственными делами. Или, к примеру, диктовал письма своим секретарям, сидя на лошади. Это вызывало восторг у тех, кто его видел. Просто потому, что это было непривычно для большинства людей той эпохи.
Но по сути - Цезарь мало чем отличался от какого-нибудь крупного нынешнего бизнесмена или политика, которые занимаются делами, сидя в своем автомобиле или на борту яхты или супер-джета.
Такую же многозадачность демонстрировали и многие другие исторические лица: Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Владимир Ленин. Однако и они тоже не владели в действительности никакой волшебной «многозадачностью».
Многозадачность – это миф
Человеческий мозг воспринимает информацию через внешние сенсоры – органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Эти каналы восприятия работают постоянно, но мозг способен удерживать в зоне активного внимания не больше 5 – максимум 9 единиц информации.
И если каналы восприятия у человека перегрузить – то есть заставить мозг активно видеть, слышать, осязать, обонять, думать – мозг попадет в ситуацию компьютера, у которого исчерпался запас свободной оперативной памяти. Такой компьютер «зависнет»!
Но человеческий мозг сильнее компьютера. Он тоже зависает, но гораздо реже (это уже бывает связано с психическими травмами). В большинстве случаев, если его перегрузить – он «отключает» часть функций. Вы сами знаете, как это бывает, когда часть действий совершается на «автопилоте»: разговаривая по телефону, закрыть квартиру на ключ, убрать его в карман, нажать кнопку лифта и т.д. Или курить и одновременно варить кофе.
В моменты «автопилота» активное внимание попросту отключается.
Отключается даже то, что, казалось бы, не может отключиться! Например, вот такой фокус: вы можете заставить свои глаза не плакать при нарезании лука. Сделать это очень просто: нужно сунуть в рот жвачку и жевать в тот момент, когда вы режете лук. При жевании вырабатывается слюна, а слезные железы останавливают работу. Поэтому глаза слезиться не будут.
Такие «отключения» в мозгу работают так быстро, что большинство из них мы просто не замечаем. Например, человек никогда не слышит свой голос так же, как слышит другие голоса: когда мы говорим, слуховые каналы в мозгу закрывают часть воспринимающий рецепторов. Они работают иначе, чем тогда, когда мы просто слушаем. Учителя в школе это знают. Если ученик говорит – значит, он не слышит. Так это и есть: его внимание отвлечено.
На перегрузке рецепторов мозга основано большинство «цыганских» фокусов и бытовой гипноз, когда человека заставляют внимательно смотреть, слушать, повторять какие-то слова – и в нужный момент совершается действие, которого «перегруженный» мозг просто не замечает.
Итак, многозадачность, о которой говорят мифы и легенды - иллюзия.
Люди не могут выполнять два дела одновременно без потери качества. Мы для этого не приспособлены.
Тогда о чем же все-таки говорят HR-специалисты, требуя от кандидатов многозадачности? Чего ждут от нас работодатели и что мы можем им обещать?
Умение переключать внимание
На самом деле чтобы выполнять несколько задач одновременно и осознанно, нужно уметь быстро переключать внимание с одной задачи на другую. Обычному человеку при смене деятельности или переносе фокуса внимания с одной проблемы на другую требуется от 8 до 23 минут, чтобы «включиться», то есть полностью сосредоточиться.
Однако некоторые люди умеют справляться с этим по-настоящему стремительно. Например, В.Ленин мог диктовать одновременно 4 разных письма своим секретарям, переключаясь с одного на другое. Те, кто его знал, утверждали, что он постоянно пребывал в состоянии напряженной сосредоточенности. Его чрезвычайную личную эффективность подтверждает, например, такой факт: за 124 дня, проведенных в Смольном, он написал 110 статей. То есть, получается, по статье каждый день в течение 17 недель, исключая только 1 выходной на неделе.
Чтобы овладеть многозадачностью, нужно научиться переключать внимание
Внимание может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренным вниманием мы управляем сами, непреднамеренное управляет нами.
Управлять вниманием сложно. Нам постоянно мешают сразу несколько факторов:
- яркие эмоции,
- физиологический дискомфорт (чувство голода, холода, жары, боль),
- собственная неуверенность и нерешительность, привычка колебаться и выбирать.
Как управлять вниманием
Для начала проанализируйте, что вас больше всего отвлекает. В большинстве случаев, на работе нас отвлекают:
- технологии (гаджеты, соцсети, телефонные звонки, электронная почта);
- непредвиденные ситуации,
- другие люди.
Отмечайте эти факторы в заметках смартфона или в блокноте. После недели ежедневных записей вы поймете, что или кто мешает вам чаще всего.
Оптимизируйте условия работы. Уберите раздражители и добавьте необходимого комфорта – тепла, еды, света, в тех количествах, которых будет достаточно, чтобы настроить вас на работу, а не на расслабление.
Занимайтесь одним делом за раз. Расставьте приоритеты, распланируйте время и переключайтесь между задачами, делая короткие паузы между ними. Не проверяйте почту или социальные сети во время телефонных разговоров, не ешьте во время работы. Если случаются авралы - оценивайте необходимость вашего включения в них. Входит ли участие в аврале в число ваших приоритетных целей?
Высокий класс. Метод структурирования внимания
Занимаясь сознательно одной проблемой, вы можете держать еще 5—9 других задач «не в фокусе», и ваше подсознание может обрабатывать их неактивно, но с пользой, чтобы в нужный момент выдать решение. Подсознание может обрабатывать почти бесконечное множество информации.
Чтобы не перегружать свое внимание, структурируйте рабочее пространство в соответствии с приоритетами.
- Например, в центр рабочего стола (или настенного планшета для планирования) поместите главный объект, на котором вы должны быть сфокусированы сейчас.
- Рядом поместите 5—9 близких к этой задаче объектов.
- Перемещайте объекты согласно трем уровням внимания: если что-то поместили в центр, что-то уберите оттуда, отодвиньте на периферию.
В Японии используется система управления пространством «канбан»: например, на складе сотрудникам отдела очерчивают область в несколько квадратных метров и позволяют использовать ее как угодно, но без права переходить за черту.
Используйте принцип «канбан»: ограничивайте хаос на вашем рабочем столе и оптимизируйте внимание. Создавайте наглядные планировщики и стратегические доски по тому же принципу.
Чтобы рассказать вам о многозадачности, мы прочитали следующие книги:
- Брюс Дейсли «Новые правила работы. Генератор продуктивного спокойствия»
- Карсон Тейт «Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности»
- Глеб Архангельский «Тайм-драйв: Как успевать жить и работать»
В нашей библиотеке есть саммари этих книг, и еще много интересных и полезных сведений.
Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить наши публикации.
Summarylib.ru