Вроде бы ПДД во всем мире плюс-минус одинаковые, если не считать разницы в левостороннем и правостороннем движении. Знаки в подавляющем большинстве стран мира одни и те же, ограничения скорости в целом тоже похожие. Но все равно, когда приезжаешь в другую страну, первое время на дорогах чувствуешь себя очень некомфортно. Приходится перестраивать свой стиль вождения под реалии той страны, куда приехал.
Когда я прилетел в Хорватию, перестройка прошла довольно просто. В целом ездить по европейским правилам проще, чем по российским: скорости меньше, больше знаков и указателей, так что ошибиться и поехать не в том направлении практически нереально. Но все равно несколько сложностей лично для меня в вождении авто в Европе было.
Первое, что меня больше всего напрягло на хорватских дорогах — это патологическое отсутствие светофоров дублеров. То есть ты подъезжаешь, как правильный, к стоп-линии, и светофор, который остался справа, уже практически не видишь. Смотришь налево на другую сторону дороги, а там либо вообще нет светофора, либо стоит светофор для другой полосы, например, только для авто, поворачивающих налево со стрелкой.
Так и приходится то и дело вытягивать шею, чтобы заглянуть через лобовое стекло, какой там свет горит на светофоре справа. Лично для меня это очень неудобно. Причем замечал я это не раз: дублеры на хорватских дорогах попадались мне очень редко. Ведь такая простая вещь, почему нельзя сделать? Думаю, местные водители тоже бы сказали спасибо, хотя наверняка они уже привыкли.
Вторая особенность европейского движения, к которой нужно привыкать — это постоянные круговые движения. Закольцованные перекрестки в Европе встречаются намного чаще, чем у нас. Есть места, где это оправданно, но в большинстве случаев можно было бы обойтись и без них. Например, вот на этом перекрестке, что на фото сверху.
Не совсем понимаю, зачем нужно было лепить здесь кольцо, хотя можно было бы сделать просто главной дорогой основную улицу, с которой и сделано фото, а пересекающую ее под 90 градусов дорогу – второстепенной. Но нет, решили сделать кольцо. Наверное, таким образом они пытаются снизить количество потенциальных ДТП, ведь на подъезде к кольцу скорость сбросить все равно придется. В принципе ничего страшного, можно и по кольцам поездить, но когда они встречаются через каждый километр, это немного надоедает...
Третье, что меня очень напрягало во время езды по Хорватии — это полный хаос со знаками, в частности со знаками ограничения скорости. Со всеми остальными знаками все более-менее понятно, но ограничения они любят лепить прямо одно на другом, причем знаки часто друг другу противоречат.
Например, частенько видел такую ситуацию в деревушках, когда перед въездом в населенный пункт стоит знак ограничения на 40 км/час, а в самом населенном пункте на 60. В чем логика? Или когда ставят пару знаков подряд через 20-30 метров один от другого: сначала ограничение тридцать, а потом резко пятьдесят. В чем смысл, чтобы я проехал эти двадцать метров со скоростью 30 км/час? Вокруг ни школы, ни опасного поворота, ни ям на дороге — просто прямая улица. Зачем ставить ограничение — непонятно...
Свои особенности есть везде, но в целом из-за меньшей разрешенной скорости передвижения ездить по Европе более комфортно. Несмотря на все непривычные для нас вещи типа постоянных колец и отсутствия дублеров, на дороге чувствуешь себя менее напряженно, чем у нас.
Как вам эти нюансы европейских дорожных реалий? Есть в них смысл или нет?