Найти тему
Хроника Пикирующего

«Красное&Белое»: как за 15 лет открыть 10 000 алкомаркетов и встретить Новый год с ОМОН-ом в офисе

Оглавление

Редкий разговор о России обходится без упоминания спиртного. Не то чтобы мы самая пьющая страна, но свою позицию в ТОП-10 мирового рейтинга держим уверенно.

Причем не без помощи самого популярного алкомаркета. Путь привычного К&Б стабилен и успешен — но все так гладко только за пределами подсобки.

Миссия «из грязи в князи»

Будущий алкомагнат родился в самой обычной советской семье, тогда еще проживающей в д. Левокумское Ставропольского края. Перед школой родители перевозят Сергея в Челябинскую область, откуда позже и польется спирт по всей РФ.

-2

Школа, заурядный Горно-Керамический техникум и армия — стандартный жизненный сценарий привел Студенникова в столицу области. Большой, по местным меркам, город встретил его всеми прелестями 90-х. Окончив службу, как и все, Сергей начинает заниматься коммерческой деятельностью.

В качестве целевого продукта выбирает алкоголь, а попутно табак и ширпотреб — джентльменский набор, актуальный во все времена. В то время его можно было достать двумя путями: через длинные государственные очереди или энтузиастов по типу нашего героя.

-3

К середине 90-х спекуляция принесла свои плоды, которых хватило на запуск «Дома кафеля» и «Еврограда». Подобных магазинов не было в городе и, казалось бы, вот он, успех, но Сергей не собирался останавливаться на достигнутом — в его голове зарождалась идея старта крупной сети.

Итогом умственного труда стало то, что создатель К&Б называет миссией. По мнению предпринимателя, жидкость радости стала предметом управления обществом, средством отключения мозга, когда первоначальная цель алкоголя — улучшение настроения.

Появление К&Б

Как и крупные игроки наподобие «Магнита», Студенников сосредоточился на придомовых магазинах. Площадь одной точки не превышает 85 м2. Это исключает необходимость в ощутимых финансовых влияниях, позволяя открывать точки с завидной постоянностью.

Миссия К&Б
Миссия К&Б

Впервые посетив К&Б трудно не отметить контраст цен с иными компаниями, расположенными неподалеку. Кроме приятного прайса, сеть также предлагает скидки, бонусные системы и частые акции.

Кроме того, запуск магазинов приправляется активной рекламой. После того как все жители района оповещены об открытии, в ход идет следующий этап.

Момент открытия выбран не случайно. На 2006 год выпал запуск ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), обеспечивающей контроль за оборотом всего спиртного в стране.

-5

Также в обозримой перспективе находился пакет санкций для Молдавии и Грузии, играющих не последнюю роль на рынке алкоголя в России. Все это стало причиной серьезного просада существующих торговых точек и внезапно плодородной почвой для магазина Студенникова. Уже в первый год своего существования сеть разрослась до 8 точек.

И это было только начало.

2007–2009

-6

Спустя два года после открытия К&Б состояло уже из 38 магазинов, но все они были в пределах Челябинской области. В 2008 г. принимается не самое стандартное решение — франшиза осваивает Алтайский край, а в 2009 г. появляются точки в г. Белокурихе и Горно-Алтайске.

2010

На заре нового десятилетия «Красное&Белое» меняет репутацию алкомаркета на «магазин у дома», расширяя список товаров кондитерскими изделиями, молочной и мясной продукцией и детскими игрушками.

-7

Причиной явления стал негативный окрас приставки «алко-». Однако позиции не выбирались бездумно. Взять хотя бы игрушки. Добавляя в корзину подарок для ребенка, родитель избавляется от чувства вины за употребление спиртного. Чистая психология.

2014

Компания штурмует ТОП-15 ретейлеров Российской Федерации по итогам года. Размер общей выручки на этот момент — 55 млрд рублей. По плану к концу следующего года должно открыться еще не менее 3 000 магазинов.

-8

Каталог позиций включает в себя больше 100 сортов пива, 70 моделей табачных изделий и около 300 товаров из категории сопутствующих.

2015

В июле насчитывается более 2 500 магазинов в 39 субъектах РФ. В этот же год К&Б перемещается на седьмое место рейтинга быстрорастущих предприятий страны, на основании финансовой отчетности за период 2011–2014 гг.

2016

-9

Компания заявляет о намерении организовать 500 точек торговли в СПб в ближайшие 5 лет, на что будет выделено 5 млрд рублей. В течение 2016 г. открылось свыше 850 магазинов в 40 регионах.

2017

«Красное&Белое» входит в ТОП-10 ранее упомянутого рейтинга крупнейших ретейлеров страны, при этом иронично занимая первое место в категории алкомаркетов. Всего действует 5286 точек, 1338 из которых были открыты в течение этого года.

-10

Постепенно сеть проникает в южную часть страны с планом на 400 отделений в Ростовской области и 500 в Краснодарском крае. Инвестиционный объем затеи — 9 млрд рублей.

Однако главная заслуга этого времени кроется не в цифрах, а в успешном договоре на выход рынка Татарстана, подписанным непосредственно главой Республики.

-11

Кроме того, Студенников в формате личной встречи договорился о сотрудничестве с гендиректором «Татспиртпрома». Таким образом было убито сразу два зайца: компания не только зашла на рынок, но и реализовала на нем национальную продукцию.

Итог 2017 г. — 60 место в списке 500 крупнейших предприятий по версии РБК, при обороте в 210 млрд рублей.

2018

Результаты осени 2018 г. — 6683 точки, 56 субъектов и 2 место (!!!) в ТОП-10 FMCG сетей РФ. Сам отец-основатель попадает на 115 строчку Forbes с суммой 950 млн долларов.

-12

Кроме того, его заметили в Bloomberg. По внутреннему рейтингу РФ К&Б попало в ТОП-5 ретейлеров на основании вырученных средств.

2019

Выручка в 301 млрд рублей за прошлый год выводит сеть на 46 место рейтинга РБК-500. Минувшая пятилетка позволила войти в ТОП-3 по выручке среди всех компаний в РФ.

-13

Итог года — 29 строчка в ТОП-200 самых крупных частных предприятий в России по версии Forbes.

2020

Первый магазинчик появляется на Крайнем Севере, в ЯНАО — 60-м регионе страны, завоеванным компанией. Сеть перемещается на 26 место РБК-500. Число отделений К&Б — 8712 магазинов.

2021

Август — «Красное&Белое» добирается до Калининграда, вместе с 61-м субъектом общая численность «КБшек» составляет 10100 точек.

-14

Октябрь 2021 г. Mercury Retail Holding, будучи владельцем К&Б, анонсирует IPO. Первичным размещением занимается основной акционер сети в лице Сергея Студенникова, вместе с совладельцами Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым.

И тут мы подходим к кульминации. Откуда взялись все эти люди?

ФНС, ФСБ и ОМОН

Перед Новым 2019 годом офис и склады К&Б посетили представители вышеизложенных ведомств. «За новогодним подарком» — отшучивался ретейлер в своих социальных сетях.

-15

Государству же было не до шуток — компания подозревалась в поставках контрафактной продукции и уклонении от налогов. На следующий день алкомагнат объявляет о том, что опасения правоохранителей не подтвердились.

Сторонние наблюдатели связывали проверку с конкурентами. Как вспоминает один из поставщиков, Студенников был сам не свой. Уверенность и спокойствие сменилось нервным срывом.

Такой же версии придерживались три наиболее известных винно-водочных предприятия (сотрудничающие с К&Б), когда пришла весть об объединении компании с «Бристолем» и «Дикси».

-16

Эта схема очень напоминала прецедент с винно-коньячным «КиНом», попавшим под внимание «Мегаполиса» и впоследствии частично перешедший ему же.

Стоит вспомнить энтузиазм Кациева (совладельца «Мегаполиса» и акционера «Дикси»), сорвавшегося на личную встречу с малоизвестным в 2012 г., но очень успешным Студенниковым.

Кациев оказался под таким впечатлением, что сразу же распорядился о создании подобных точек. Естественно, получив перед этим отказ от гордого миссионера.

Опуская подробности, можно сказать, что сеть Кациева не могла догнать детище Студенникова долгих 6 лет. И совершенно случайно гонка закончилась слиянием сетей в конце января 2019 г. Основатель К&Б остался с 49 % акций объединения.

-17
«Развитие объединенной специализированной сети дает синергетический эффект всей группе компаний. Чтобы добиться этого в одиночку, «Дикси» потребовались бы огромные вложения», — комментарий Александра Ставцева, вице-президента Ассоциации экспертов рынка ретейла.

По расчетам Forbes, все вышерассмотренное принесло Студенникову в размере 100 млн долларов. Выводы сделать несложно.

Верхом на сотрудниках

Бизнес, это та сфера, где мед не может существовать хотя бы без капли дегтя. И рассматриваемая сеть не стала исключением в этом. Интернет пестрит огромным количеством фидбэка о работе во всеми любимом К&Б.

-18

Претензия №1 — принуждение к покупке непроданного товара самими сотрудниками. Кроме того, работников вынуждают приобретать позиции с приближающимся выходом срока годности.

Также встречаются прецеденты, где продавцов заставляли разносить фирменную рекламу по почтовым ящикам жилых домов, а также оплачивать разбитую тару с алкоголем. Само собой, Сережа отрицает подобные санкции, всячески интерпретируя их.

Сотрудник вынужден терпеть скотское отношение из-за витающих в воздухе штрафов за недостачу или отказ в подчинении вышеописанным требованиям руководство.

-19

К сожалению, этот подход не единичен. По мнению старшего партнера коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Романа Щербинина, эта практика полностью поразила и въелась в экономику страны. Причем формально все в рамках законодательства.

Предприятия досконально прорабатывают этот вопрос с кадровиками и корпоративными юристами. Их наработки намного серьезнее, чем возможности обычного продавца. Поэтому такая практика редко доходит до суда.

Результат такого подхода отражается в большом штате низкоквалифицированных кадров, низкой заработной плате и высокой текучке на местах. Всё это также справедливо и для детища Студенникова.

Что дальше

Одним из бывших ТОП сотрудников «Мегаполиса» было замечено, что Студенникову могут достаться бразды правления новоиспеченным объединением, что может стать неплохой мотивацией для развития.

-20

Так или иначе, «Красное&Белое» — последняя крупная региональная сеть, полностью управляемая собственником. По такой же системе раньше работал легендарный «Магнит».

Пусть К&Б была несколько странным участником рынка, но управлялась настоящим матадором, строившим империю так, как считал нужным. Правда, не без жертв.