Редкий разговор о России обходится без упоминания спиртного. Не то чтобы мы самая пьющая страна, но свою позицию в ТОП-10 мирового рейтинга держим уверенно.
Причем не без помощи самого популярного алкомаркета. Путь привычного К&Б стабилен и успешен — но все так гладко только за пределами подсобки.
Миссия «из грязи в князи»
Будущий алкомагнат родился в самой обычной советской семье, тогда еще проживающей в д. Левокумское Ставропольского края. Перед школой родители перевозят Сергея в Челябинскую область, откуда позже и польется спирт по всей РФ.
Школа, заурядный Горно-Керамический техникум и армия — стандартный жизненный сценарий привел Студенникова в столицу области. Большой, по местным меркам, город встретил его всеми прелестями 90-х. Окончив службу, как и все, Сергей начинает заниматься коммерческой деятельностью.
В качестве целевого продукта выбирает алкоголь, а попутно табак и ширпотреб — джентльменский набор, актуальный во все времена. В то время его можно было достать двумя путями: через длинные государственные очереди или энтузиастов по типу нашего героя.
К середине 90-х спекуляция принесла свои плоды, которых хватило на запуск «Дома кафеля» и «Еврограда». Подобных магазинов не было в городе и, казалось бы, вот он, успех, но Сергей не собирался останавливаться на достигнутом — в его голове зарождалась идея старта крупной сети.
Итогом умственного труда стало то, что создатель К&Б называет миссией. По мнению предпринимателя, жидкость радости стала предметом управления обществом, средством отключения мозга, когда первоначальная цель алкоголя — улучшение настроения.
Появление К&Б
Как и крупные игроки наподобие «Магнита», Студенников сосредоточился на придомовых магазинах. Площадь одной точки не превышает 85 м2. Это исключает необходимость в ощутимых финансовых влияниях, позволяя открывать точки с завидной постоянностью.
Впервые посетив К&Б трудно не отметить контраст цен с иными компаниями, расположенными неподалеку. Кроме приятного прайса, сеть также предлагает скидки, бонусные системы и частые акции.
Кроме того, запуск магазинов приправляется активной рекламой. После того как все жители района оповещены об открытии, в ход идет следующий этап.
Момент открытия выбран не случайно. На 2006 год выпал запуск ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), обеспечивающей контроль за оборотом всего спиртного в стране.
Также в обозримой перспективе находился пакет санкций для Молдавии и Грузии, играющих не последнюю роль на рынке алкоголя в России. Все это стало причиной серьезного просада существующих торговых точек и внезапно плодородной почвой для магазина Студенникова. Уже в первый год своего существования сеть разрослась до 8 точек.
И это было только начало.
2007–2009
Спустя два года после открытия К&Б состояло уже из 38 магазинов, но все они были в пределах Челябинской области. В 2008 г. принимается не самое стандартное решение — франшиза осваивает Алтайский край, а в 2009 г. появляются точки в г. Белокурихе и Горно-Алтайске.
2010
На заре нового десятилетия «Красное&Белое» меняет репутацию алкомаркета на «магазин у дома», расширяя список товаров кондитерскими изделиями, молочной и мясной продукцией и детскими игрушками.
Причиной явления стал негативный окрас приставки «алко-». Однако позиции не выбирались бездумно. Взять хотя бы игрушки. Добавляя в корзину подарок для ребенка, родитель избавляется от чувства вины за употребление спиртного. Чистая психология.
2014
Компания штурмует ТОП-15 ретейлеров Российской Федерации по итогам года. Размер общей выручки на этот момент — 55 млрд рублей. По плану к концу следующего года должно открыться еще не менее 3 000 магазинов.
Каталог позиций включает в себя больше 100 сортов пива, 70 моделей табачных изделий и около 300 товаров из категории сопутствующих.
2015
В июле насчитывается более 2 500 магазинов в 39 субъектах РФ. В этот же год К&Б перемещается на седьмое место рейтинга быстрорастущих предприятий страны, на основании финансовой отчетности за период 2011–2014 гг.
2016
Компания заявляет о намерении организовать 500 точек торговли в СПб в ближайшие 5 лет, на что будет выделено 5 млрд рублей. В течение 2016 г. открылось свыше 850 магазинов в 40 регионах.
2017
«Красное&Белое» входит в ТОП-10 ранее упомянутого рейтинга крупнейших ретейлеров страны, при этом иронично занимая первое место в категории алкомаркетов. Всего действует 5286 точек, 1338 из которых были открыты в течение этого года.
Постепенно сеть проникает в южную часть страны с планом на 400 отделений в Ростовской области и 500 в Краснодарском крае. Инвестиционный объем затеи — 9 млрд рублей.
Однако главная заслуга этого времени кроется не в цифрах, а в успешном договоре на выход рынка Татарстана, подписанным непосредственно главой Республики.
Кроме того, Студенников в формате личной встречи договорился о сотрудничестве с гендиректором «Татспиртпрома». Таким образом было убито сразу два зайца: компания не только зашла на рынок, но и реализовала на нем национальную продукцию.
Итог 2017 г. — 60 место в списке 500 крупнейших предприятий по версии РБК, при обороте в 210 млрд рублей.
2018
Результаты осени 2018 г. — 6683 точки, 56 субъектов и 2 место (!!!) в ТОП-10 FMCG сетей РФ. Сам отец-основатель попадает на 115 строчку Forbes с суммой 950 млн долларов.
Кроме того, его заметили в Bloomberg. По внутреннему рейтингу РФ К&Б попало в ТОП-5 ретейлеров на основании вырученных средств.
2019
Выручка в 301 млрд рублей за прошлый год выводит сеть на 46 место рейтинга РБК-500. Минувшая пятилетка позволила войти в ТОП-3 по выручке среди всех компаний в РФ.
Итог года — 29 строчка в ТОП-200 самых крупных частных предприятий в России по версии Forbes.
2020
Первый магазинчик появляется на Крайнем Севере, в ЯНАО — 60-м регионе страны, завоеванным компанией. Сеть перемещается на 26 место РБК-500. Число отделений К&Б — 8712 магазинов.
2021
Август — «Красное&Белое» добирается до Калининграда, вместе с 61-м субъектом общая численность «КБшек» составляет 10100 точек.
Октябрь 2021 г. Mercury Retail Holding, будучи владельцем К&Б, анонсирует IPO. Первичным размещением занимается основной акционер сети в лице Сергея Студенникова, вместе с совладельцами Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым.
И тут мы подходим к кульминации. Откуда взялись все эти люди?
ФНС, ФСБ и ОМОН
Перед Новым 2019 годом офис и склады К&Б посетили представители вышеизложенных ведомств. «За новогодним подарком» — отшучивался ретейлер в своих социальных сетях.
Государству же было не до шуток — компания подозревалась в поставках контрафактной продукции и уклонении от налогов. На следующий день алкомагнат объявляет о том, что опасения правоохранителей не подтвердились.
Сторонние наблюдатели связывали проверку с конкурентами. Как вспоминает один из поставщиков, Студенников был сам не свой. Уверенность и спокойствие сменилось нервным срывом.
Такой же версии придерживались три наиболее известных винно-водочных предприятия (сотрудничающие с К&Б), когда пришла весть об объединении компании с «Бристолем» и «Дикси».
Эта схема очень напоминала прецедент с винно-коньячным «КиНом», попавшим под внимание «Мегаполиса» и впоследствии частично перешедший ему же.
Стоит вспомнить энтузиазм Кациева (совладельца «Мегаполиса» и акционера «Дикси»), сорвавшегося на личную встречу с малоизвестным в 2012 г., но очень успешным Студенниковым.
Кациев оказался под таким впечатлением, что сразу же распорядился о создании подобных точек. Естественно, получив перед этим отказ от гордого миссионера.
Опуская подробности, можно сказать, что сеть Кациева не могла догнать детище Студенникова долгих 6 лет. И совершенно случайно гонка закончилась слиянием сетей в конце января 2019 г. Основатель К&Б остался с 49 % акций объединения.
«Развитие объединенной специализированной сети дает синергетический эффект всей группе компаний. Чтобы добиться этого в одиночку, «Дикси» потребовались бы огромные вложения», — комментарий Александра Ставцева, вице-президента Ассоциации экспертов рынка ретейла.
По расчетам Forbes, все вышерассмотренное принесло Студенникову в размере 100 млн долларов. Выводы сделать несложно.
Верхом на сотрудниках
Бизнес, это та сфера, где мед не может существовать хотя бы без капли дегтя. И рассматриваемая сеть не стала исключением в этом. Интернет пестрит огромным количеством фидбэка о работе во всеми любимом К&Б.
Претензия №1 — принуждение к покупке непроданного товара самими сотрудниками. Кроме того, работников вынуждают приобретать позиции с приближающимся выходом срока годности.
Также встречаются прецеденты, где продавцов заставляли разносить фирменную рекламу по почтовым ящикам жилых домов, а также оплачивать разбитую тару с алкоголем. Само собой, Сережа отрицает подобные санкции, всячески интерпретируя их.
Сотрудник вынужден терпеть скотское отношение из-за витающих в воздухе штрафов за недостачу или отказ в подчинении вышеописанным требованиям руководство.
К сожалению, этот подход не единичен. По мнению старшего партнера коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Романа Щербинина, эта практика полностью поразила и въелась в экономику страны. Причем формально все в рамках законодательства.
Предприятия досконально прорабатывают этот вопрос с кадровиками и корпоративными юристами. Их наработки намного серьезнее, чем возможности обычного продавца. Поэтому такая практика редко доходит до суда.
Результат такого подхода отражается в большом штате низкоквалифицированных кадров, низкой заработной плате и высокой текучке на местах. Всё это также справедливо и для детища Студенникова.
Что дальше
Одним из бывших ТОП сотрудников «Мегаполиса» было замечено, что Студенникову могут достаться бразды правления новоиспеченным объединением, что может стать неплохой мотивацией для развития.
Так или иначе, «Красное&Белое» — последняя крупная региональная сеть, полностью управляемая собственником. По такой же системе раньше работал легендарный «Магнит».
Пусть К&Б была несколько странным участником рынка, но управлялась настоящим матадором, строившим империю так, как считал нужным. Правда, не без жертв.