Найти тему

Небесный источник живой воды как знамение Нового Завета

Оглавление

Монастырь Святых Апостолов Иерусалимской православной церкви на берегу Галилейского моря
Монастырь Святых Апостолов Иерусалимской православной церкви на берегу Галилейского моря

Продолжая разговор о небесном источнике живой воды книги Откровение, наполняющем драгоценное стеклянное море Небесного храма, следует отметить, что согласно многим ветхозаветным пророчествам открытие подобного источника есть одно из событий, соответствующих утверждению во вселенной Нового Совершенного Завета. Причем по слову пророков такой источник призван исполнять в том числе и «функцию» медного моря рукотворной скинии, — то есть омывать грех и нечистоту нового народа Божьего, который как царственное священство перед входом в Небесный храм подлежит очищению, соответствующему его новозаветному званию и призванию (сравн. – Ис.66:20-21, 1 Пет.2:9 и т.д.):

В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты (Зах.13:1)

И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим. Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их. А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе (Иоиль 3:18-21)

Кроме того, пророк Захария свидетельствует о том, что этот удивительный источник откроется при разделении «надвое» Елеонской горы, — а живые воды из этого источника будут течь и на восток, и на запад (т.е. буквально по всей земле):

И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино (Зах.14:8-9)

(Здесь весьма знаменательно, что такие события должны были произойти в совершенно особенный день, «...единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь», Зах.14:7; сравн. – Мф.27:45, Мк.15:33, Лк.23:44)

Более того, один из самых известных и самых обсуждаемых эпизодов из Евангелия от Иоанна, где Господь Сам омывает ноги Своим ученикам, есть не только образец Его высочайшего назидательного смирения, — но и иносказательное свидетельство о том, что источник «для омытия греха и нечистоты» отныне открыт, и апостолы Христовы (по образу ветхозаветного священства) уже омыты в этом Небесном источнике (причем омыты в том числе и как чистая храмовая жертва, подлежащая «омовению ног», сравн. – Исх.29:17-18, Лев.1:9, Лев.9:14):

Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все (Ин.13:5-10)

А в самом масштабном смысле образ особого «водного» очищения распространяется на всю без исключения Новозаветную Церковь:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (Еф.5:25-26)

Монастырь Святых Апостолов находится в восточной части Капернаума, на берегу Тивериадского озера (Галилейского моря), где были явлены чудеса умножения хлебов, и где Спаситель ходил по воде, и т.д.
Монастырь Святых Апостолов находится в восточной части Капернаума, на берегу Тивериадского озера (Галилейского моря), где были явлены чудеса умножения хлебов, и где Спаситель ходил по воде, и т.д.

При этом прорисованный в книге Откровение образ победителей зверя, которые стоят на небесном море, смешанном с огнем (Откр.15:2), продолжает свидетельства об очищении новозаветного царственного священства до смыслов прохождения «воды и огня» (сравн. – Мк.9:49, Лк.3:16, Лк.12:49, 1 Кор.3:13, Откр.3:18), — то есть представляет времена Нового Завета временами вселенской духовной брани, проходя которую духовные воины Спасителя перед вхождением в небесный стан очищаются особым «военным» очищением, сравн.:

И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею: золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду; и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан (Чис.31:21-24)

А поскольку на стеклянном море, смешанном с огнем, стоят «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откр.15:2), — именно в побеждающих христианах исполняется в полной мере ветхозаветный образ «военных добыч», которые проходили «через огонь» и «через воду» в ветхозаветной книге Числа.

(С учетом того, что даже во времена Ветхого Завета Господь заботился не о рукотворных предметах, а о Своих людях, эпизод с особым «огненно-водным» очищением есть одно из многих иносказаний, в которых через «неодушевленные» образы прорисованы «человеческие» смыслы и истины времен Нового Завета.

Так, например, и ап. Павел, свидетельствуя о различных сосудах, пребывающих в «большом доме», 2 Тим.2:20-21, подразумевает под этими предметами уверовавших людей и Дом Божий, а под «честью сосуда» и «употреблением сосуда» — христианские миссии и служения)

Соответственно, и очищение «огнем и водой», и «омытие одежд», и необходимость «вхождения в стан» представляют различные аспекты христианского пути в вере, который пролегает и через воды крещения, и через огонь судов и искушений, и даже, как об этом свидетельствует книга Откровение, через «медные трубы» различных испытаний и потрясений, сравн.:

В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня (Ис.4:2-4)

При этом через священный огонь жертвенника всесожжения, то есть через подвиг христианского мученичества и первое воскресение (Откр.20:4-5), сможет пройти только «драгоценный металл» (а это далеко не все умирающие в вере, сравн. – «…отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе...», Откр.14:13), так что на «огненном море» стоит «золото христианства» (Откр.15:2), то есть мученики во славу Божью, победившие «зверя» и все его начертания ценой собственной земной жизни, сравн.:

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь небеса и обитающие на них! (Откр.12:11-12)

И увидел я… души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4)

Кроме того, можно отметить, что евангельские смыслы, связанные с новозаветным небесным источником, были обозначены в ветхозаветные времена в том числе и в образе особого «духовного камня», из которого пророк Моисей напоил погибающий от жажды народ при переходе Синайской пустыни (Чис.20:7-11; «и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос», 1 Кор.10:4), — а также в свидетельствах о драгоценном краеугольном камне, положенном в основание Небесного храма («…вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!"», Зах.4:7; сравн. – «…привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток», Иез.47:1).

А в Евангелии от Иоанна образ чудесного источника живой воды дополняется свидетельством об «истинной пище и истинном питие», в которых сокрыта вечная жизнь для человека и человечества:

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:13-14)

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:53-56)

(Сравн. – «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили», Ин.19:34-35)

Что касается книги Откровение, — она завершает все эти образы и смыслы на самом глобальном и возвышенном уровне:

ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр.7:17)

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой (Откр.21:6)

Более того, в последних главах книги Откровение различные библейские образы небесного источника завершаются свидетельством, что этот благодатный источник никогда не иссякнет, но превратится в великую реку, которая берет начало от престола Бога и Агнца и напояет живой водой все мироздание:

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой… (Откр.22:1-2)

При этом «поднебесного моря», которое требовалось бы «оживлять», как и особого сосуда, который мог бы потребоваться для «омытия греха и нечистоты», в очищенном от грехов и беззаконий обновленном творении уже не будет:

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет… и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:1-4)

(Сторонники буквальных смыслов склонны воспринимать слова «и моря уже нет» как утверждение, что в будущем веке в мире не будет обычных морей. Однако в Откр.21:1 море упоминается в единственном числе, — а весь контекст 21 и 22 глав книги Откровение свидетельствует о том, что ап. Иоанн описывает Небесный Иерусалим не в «земных» терминах, а в логике библейской и «храмовой» образности.

Кроме того, буквально все, что касалось рукотворного храма и его внутреннего устройства, было известно первым христианам до мельчайших деталей. Ведь видимый храм с разными дворами, пределами, жертвенниками, умывальниками, светильниками и т.д. почти 40 лет существовал рядом с ними «физически», и, без сомнения, многократно обсуждался в каждом собрании со всеми возможными подробностями. Так что разумение образов книги Откровение ее первыми читателями основывалось не на понятиях из области естествознания, когда объектами пророчеств рассматриваются земные моря и океаны, острова, горные массивы и т.д., но на самых близких и понятных для них ассоциациях, связанных с иерусалимским храмом, — а буквальные и «приземленные» предположения склонны выдвигать только те современные «толкователи», которые не имеют ни духовной, ни даже простой информационной связи с исторической христианской Церковью)

Так или иначе, есть все основания утверждать, что «небесное море», прорисованное в Откровении Иоанна Богослова, продолжает и завершает предначертательные смыслы рукотворной медной емкости, которая находилась в свое время на внутреннем дворе походной скинии, а в храме Соломона была представлена огромным медным умывальником, именуемым «морем».

Однако в реалиях Нового Завета этот предназначенный для омовений храмового священства медный сосуд изменил и свое положение, и свое духовное качество, — и соделался источником кристально чистой живой воды, который оживляет и очищает новозаветное священство Небесной скинии, а затем «рекой Иезекииля» изливает свои живительные воды в «мертвое море» поднебесного мира (Иез.47:2 и далее) .

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Символизм двух гор в Св. Писании. Гевал и Гаризим

Предыдущая статья: Медное море рукотворной скинии и кристальное море Небесного храма

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #стеклянное море чистое как кристалл, Откр.4:6 #река от восточных ворот храма, Иез.47:1-2 #зачем Спаситель омыл ноги ученикам, Ин.13:3-10 #стеклянное море смешанное с огнем, Откр.15:2