Франсиско де Сурбаран (1598-1664) – один из главных мастеров золотого века испанской живописи. Века, в котором были Веласкес, Рибера, Мурильо, в котором продолжал работать ни на кого не похожий Эль Греко. Сам же Сурбаран, по расхожему мнению, как раз похож на другого. Его часто называют «испанским Караваджо».
Справедливого здесь, на наш взгляд, мало. Да, как и великий итальянец, Сурбаран часто использовал резкие контрасты света и тени. Но художник-авантюрист Караваджо больше «цепляет» блестяще выстроенными мизансценами, его герои напоминают очень талантливых актеров, играющих свои роли. Сурбаран гораздо мягче, искреннее. Достаточно посмотреть на трогательное «Поклонение пастухов» с любовно выписанными лицами. Или ангела с «Молитвы святого Бонавентуры», больше похожего на крестьянского парня с крыльями за спиной.
О самом Сурбаране известно мало. Он не оставил автопортретов. Правда, есть мнение, что он изобразил себя в образе святого Луки перед распятым Иисусом. Есть что-то величественное и по-настоящему одухотворенное в этой худой фигуре. Не зря говорили, что мало кому из других живописцев удавалось так передать истовую испанскую религиозность.
К сожалению, в последние годы жизни Сурбаран утратил былую славу, изменилась мода. Он, ни на кого не похожий, пытался поражать очень талантливому, но слащавому Мурильо. Были здесь и свои удачи – например, очень трогательное «Детство Девы Марии». Но, несмотря ни на что, умер мастер в забвении.