Приветствую, уважаемые читатели!
Тему этой статьи буквально подсказала соседка Катя, которая пришла с криком души.
Ее дочери 4-класснице задали на каникулы прочитать сказку Ашик-Кериб в качестве обязательного ДЗ, ответить на вопросы после текста.
В тоне Катерины благородное негодование:
1 – с какой стати задают задание на каникулы?
2 – я что должна сама объяснять все эти слова непонятные из Лермонтова?!
3 – ты видела эти вопросы? Там три дня отвечать! "Почему, да как ты думаешь!.."
Успокаиваю, объясняю: чтение – необходимый навык человека 21 века. Самый важный, особенно если осмысленный. Вопросы помогают понять прочитанное, сделать выводы, сопоставить с реальной жизнью ребенка.
Удивляюсь: Ашик Кериб в учебнике занимает 10 страниц крупным шрифтом. Текст адаптирован, не так уж много объяснять. Кроме того, есть словари. Тут явно промах: новый приступ возмущения: Это еще и в словари лезть, чтобы школьную сказку прочитать?!
Убеждаю: словари – еще один полезный навык ученика – уметь найти значение непонятных слов. Как еще расширять словарный запас? Не всегда успех Эллочки-Людоедки нужно повторять.
Кроме того, это – хороший текст! Нескучный, талантливый. У вас будет возможность поговорить, обсудить, узнать, мнение ребенка, понять как вообще она мыслит…
Осознаю, что все мои попытки не засчитаны: девушка слишком занята собой и своим страданием – ей придется самой возиться с собственным ребенком, текстом, не дай бог - словарями. А потом еще отвечать на проблемные вопросы и формулировать выводы! Кошмар!
А дальше – уже мой – учительский кошмар:
Крик души мамы: «Да мне что, делать нечего? книжки читать? Да еще болтать с ней? Чего она там хочет? В телефон поиграть она хочет, Тикток свой смотреть она хочет. И уж точно не про книжки болтать!»
Улавливаю намек в голосе: ты же педагог, тебе ж легко, ты мою Лерку знаешь. Может, ты с ней почитаешь? А я заплачУ!
Улыбаюсь, извиняюсь и начинаю демонстративно собираться по делам. Мне эти заходы ни с деньгами, ни без денег не нужны.
Смотрю на Лерку, которая бочком проникла в прихожую с книжкой в руках. Смотрит с интересом, ждет. От маминого финального вопля сникает, поджимает губы, отворачивается… Тихонько исчезает обратно – к себе.
Соседка вздохнула и подалась восвояси – к ребенку и Ашик Керибу. А я села набросать этот текст.
В чем мораль?
У каждого своя. Моя в том, что таких мам немало. В моем классе таких 5-7. Они озабочены одеждой, едой, комфортом.
Школьное обучение для них – в основном – неприятность в виде домашнего задания. Вероятно, так было, когда они сами учились в школе. Этот же сценарий переносится на ребенка.
Оценки должны быть хорошими. Как этого добиться – не важно. Если могут оплатить репетиторов, платят. Если не могут, возмущаются по поводу плохих учителей, самые упорные пишут жалобы.
Им не приходит в голову что школа и всё с ней связанное – это огромный пласт жизни ребенка. И ребенок точно об этом думает, и часто готов делиться этими мыслями. Жаль только, что родители не спрашивают, считая, что у такого маленького человека мыслей своих быть не может. И говорить не о чем.
И уж тем более – не о книжках же! А жаль!
Если попробуете, возможно избавите себя в ближайшем будущем о неприятных вопросов вроде:
- почему он/она со мной ничем не делится?
- почему ничего ему/ей не интересно?
- почему учиться не хочет?
Пожалуйста, уважаемые родители, ну хотя бы чтение не отдавайте на откуп репетирам! Делайте над собой усилие – разговаривайте с детьми! Узнаете много интересного! Я уверена!
Если согласны с моим мнением, или не согласны, буду признательна за комментарий. Ваше мнение очень ценно для меня!
Лайк тоже будет кстати!
#чтение детям #начальная школа #книга #обучение #воспитание детей #семья и дети #семья #психология #дети #отношения с детьми