- Посмотри, - сказала мне мама, с которой мы бродили по залам Шереметевского дворца, - какие неожиданные картины: полное ощущение того, что просто повесили современные работы для того, чтобы как-то принарядить стену. Уж во всяком случае на картины XVIII века они совсем не похожи.
Мы стояли в кабинете-конторке Большого Дома в Кускове, рассматривая необычные работы.
И в самом деле - никаких признаков живописной манеры тех лет не наблюдалось – исключительно фотографическое отображение предметов, максимально приближенное к оригиналу – что же это могло быть?
Читаем в пояснениях:
«Живописное убранство кабинета составляют натюрморты-обманки – редчайшие образцы этого жанра в русском искусстве 30-х годов XVIII века. Особый интерес представляют авторские работы – «Натюрморт с попугаем» Г. Теплова и «Книги» П. Богомолова».
Так что же такое «обманки» и кто их придумал?
Самой известной обманкой можно считать нарисованный очаг в каморке папы Карло, удачно продырявленный острым носом любопытного Буратино.
Обманка, или тромплёй (от французского trompe-l'œil — «обман зрения») — одно из направлений изобразительного искусства, набор технических приемов, создающих иллюзию, вовлекающих зрителя в своеобразную игру – а обманешься ли ты, приняв изображение за реальность?
Первые «обманки» были известны еще в Древней Греции. Согласно принципам античной эстетики, лучшим произведением считалось то, которое как можно точнее отображает предмет и может обмануть неискушенного зрителя.
Хочется привести здесь легенду, прочитанную в Википедии – уж очень хорошо она иллюстрирует суть вопроса:
Легенда эта - о живописце Зевксисе (420—380 гг. до н. э.) из Афин. Согласно рассказу Плиния Старшего, Зевксис написал картину с изображённым на ней виноградом, «выполненную настолько удачно, что на сцену стали прилетать птицы». В ответ на это его конкурент Парразий представил картину с написанным на ней полотном, а когда Зевксис потребовал убрать наконец полотно и показать картину, только рассмеялся в ответ.
Существует множество похожих историй, в том числе о лающих псах и о конях, которые начинали ржать перед картиной Апеллеса с нарисованными кобылами.
Все это только подчеркивает, что уже в античные времена было известно о возможностях оптической иллюзии — будто изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в реальности он нарисован на плоскости.
Приём иллюзии использовали и в настенных росписях древних Помпей.
Настенные и потолочные росписи дворцов в России
Очень интересно проследить, как европейская мода на расписывание потолков и стен во дворцах пришла в Россию и укоренилась здесь – я буду иллюстрировать каждый пример фотографией, а потом, когда Вы окажетесь в этом месте сами, то, надеюсь, обратите внимание на росписи.
Итак, вслед за европейцами наши царственные особы и богатые вельможи стали расписывать дворцовые интерьеры.
В XVIII столетии одним из самых знаменитых мастеров плафонных росписей был венецианский живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Он в основном работал в европейских столицах, но приехал и в Россию для оформления Китайского дворца в Ораниенбауме.
Подробные видео, показывающие всю роскошь этой необыкновенной императорской дачи, смотрите на канале «С пенсией по жизни», как говорится, лучше один раз увидеть.
Однако же у Тьеполо речь идет о более традиционной росписи, когда в центре потолка помещается масштабное сюжетное полотно, а приемы «обманной живописи» используются при оформлении пространства вокруг этой картины, на уровне перехода от потолка к стенам.
Что же касается техники #тромплей в чистом виде, то она широко представлена в интерьерах Павловского дворца, полюбуйтесь:
На потолке или поверхности купола посредством живописных приемов создавались декорации колоннад и арок, уходящих ввысь, и как будто бы открывалось небо.
Здесь позволю себе немного терминологии: один из приёмов иллюзорной декоративной росписи стен в античном искусстве и искусстве периода Ренессанса называется
квадратурой (лат. quadratura — придание квадратной формы)
— приём, создающий иллюзию продолжения архитектуры в воображаемом пространстве.
В Павловске трудился итальянский театральный декоратор П. Гонзаго, работавший там с 1799 года. В 1805—1807 годах он расписал стены и плафон Светлой колоннады Большого дворца «архитектурными перспективами trompe-l'œil».
Еще одна разновидность росписи украшает падуги Иорданской лестницы Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (Б. Ф. Растрелли, 1758—1761).
Эта манера считается самостоятельной разновидностью изобразительного искусства и называется
гризайль (по-французски grisaille, от слова gris — серый)
— разновидность росписи, в отличие от живописи, выполняемой градациями одного тона, чёрно-белого
Росписи гризайлью, имитирующие рельеф, ассоциировались с античной скульптурой и поддерживали строгость и сдержанность интерьера неоклассической архитектуры.
Обманки в росписи комнат Шереметевского дворца в Кускове представлены более скромными примерами, но они есть в парадной спальне:
Зато Кусковская коллекция картин-обманок, которые в основном происходит из собрания графов Шереметевых, является одной из самых крупных в нашей стране. Правда, в основном картины принадлежат неизвестным русским художникам 30-40-х гг. XVIII века, и только три из них – авторские.
Продолжая традиции XVIII века
Отдельным жанром искусства «trompe-l'œil» стали обманки в виде человеческих фигур – их рисовали на тонкой деревянной панели и вырезали по контуру. Такие фигуры изображали гостей или прислугу, домашних животных и использовались в качестве каминных экранов, а иногда их в виде шутки выставляли при входе.
Нам такие фигуры тоже знакомы – частенько проезжая по шоссе, можно увидеть притаившийся за кустом полицейский автомобиль, который при более близком рассмотрении оказывается лишь вырезанным из фанеры раскрашенным изображением. Искусство – в жизнь!
А недавно, я увидела такую обманку и в Историческом музее в Москве, такая вот фальш-Екатерина Вторая установлена при входе в сувенирную лавку:
И завершая тему обманок в искусстве XVII- XVIII веков
Не могу не вспомнить еще одно направление в искусстве дурить людям головы – обманные фрукты, сделанные из стекла: хороша шутка – взял, укусил, зуба нет.
Такие шутливые произведения были представлены на выставке «Под маской Венеции», о которой я рассказывала летом - фруктовница со стеклянными фруктами-обманками. Италия, Венеция, Мурано, XVII век. Стекло выдувное, ручная обработка.
И, конечно же, российская знать не могла остаться в стороне от европейских модных тенденций – вот отсюда и появился в гротах Большого Каскада Петергофа шутейный столик с вазой,
наполненной фейковыми фруктами – желаете угоститься, так мало того, что фрукты фальшивые, стоит вам протянуть руку, и сразу из фонтанчиков, расположенных по периметру стола, польется вода.
Вот такой экскурс в историю вопроса как-то сам собой запустился, когда мне захотелось побольше узнать о необычных картинах в кабинете-конторке Большого дома в усадьбе #Кусково
Публикации автора о российских достопримечательностях можно найти здесь: #родные просторы рт
Об интересных местах Москвы: #москва рт
О живописи, скульптуре, художниках: #искусство рт