Найти тему
Две Войны

Какими были последние слова Власова и его сообщников-генералов в суде, перед расстрелом?

Оглавление

Судебный процесс над Андреем Власовым и его сообщниками планировали сделать открытым. Но в ходе следствия выявились детали, не уместные для всенародной огласки. Обвинители обратились к Сталину с письмом о том, что публичный суд над генералом-изменником может породить массу ненужных кривотолков в народе. Было принято решение о слушании дела за закрытыми дверями.

Что именно наговорили следователям власовцы, осталось тайной. Возможно, изложили антисоветские взгляды и суждения, которые вполне могли совпасть с идеями в головах многих граждан СССР.

Нежелательные суждения

Обвиняемым не приходилось рассчитывать на снисхождение. Поэтому от кого-то из них вполне могли прозвучать неугодные слова о политике СССР. Что интересы и кровь русских были в этой войне только помогли американо-английскому капиталу. Что коммунизм – это демагогия и обман, а страна превращена в тоталитарный лагерь.

Огласке предали не весь протокол судебного заседания, а лишь его стенограмму, не дающую полного представления о происходящем. Её содержание могло быть вольно интерпретировано секретарями ВК СССР. Но другого документа о том, что сказали подсудимые в своём последнем слове перед казнью, нет и не будет.

Власовцы на скамье подсудимых. Фото в свободном доступе.
Власовцы на скамье подсудимых. Фото в свободном доступе.

Слова Власова

Власов признал, что он, попав в трудные условия, смалодушничал и сдался в плен немцам, а затем согласился поддержать их пропаганду, призывающую к свержению советской власти. Он отметил, что до самого конца 1944 года был лишь подставной фигурой вражеской пропаганды:

«Моим именем делалось всё, и лишь в конце войны я, до известной степени, стал исполнять ту роль, которая мне приписана».

К тому времени Власов ясно осознавал, что Германия уже проиграла войну и агонизирует, однако рассчитывал найти спасение в Англии или США. Но никаких связей со спецслужбами или военными этих стран не имел. Просьб сохранить ему жизнь от Власова не было: он понимал, что это невозможно. А вот некоторые его подельники просили суд о помиловании.

Просящие сохранить им жизнь

Трухин заявил, что полностью раскаялся в тягчайшем преступлении против советской власти; что ему, «как бывшему партийному работнику, особенно позорно и стыдно быть на этой скамье и отвечать за гнусные деяния». В своё оправдание он вспомнил, что несколько раз пытался «свернуть с позорного пути», и выразил решимость загладить свою вину чем угодно и в любых условиях. Если, конечно, суд найдёт возможным использовать его жизнь на благо народа.

Генерал Трухин, тюремное фото. Фото в свободном доступе.
Генерал Трухин, тюремное фото. Фото в свободном доступе.

Закутный напомнил суду, что он являлся членом партии с 1919 года и, несмотря на безмерно тяжкую вину перед Родиной, ещё не безнадёжно потерян для её, и просит сохранить ему жизнь, дав этим возможность умереть честным человеком.

Буняченко также попытался вспомнить о том, что большая часть его жизни была отдана честной службе Родине, и лишь менее трёх лет из неё он находился в «фашистском болоте». Он просил сохранить ему жизнь, так как любой самый тяжёлый труд для Родины будет для него большим счастьем.

Меандров также просил сохранить ему жизнь и дать возможность искупить тяжкую вину перед Родиной любым трудом. Вспоминал о том, что за 23 года службы в Красной Армии он не совершил ни одного антиморального проступка.

Зверев, который произнёс самую длинную речь, тоже говорил о тяжести вины, глубине раскаяния и готовности любым путём искупить вину перед Родиной. А также о том, что он осознал своё предательство уже давно и, как мог, старался «облегчить существование советских людей на территории Германии».

Власов, тюремное фото. Фото в свободном доступе.
Власов, тюремное фото. Фото в свободном доступе.

Шатов просил суд учесть тот факт, что он приехал в СССР по собственному желанию, «решил сам принести свою голову» строгому советскому суду.

«Я анализировал, что меня привело к подлейшим преступлениям. Трусость, идиотизм, подлость – вот истоки», – заявил Шатов.

Не питавшие иллюзий по поводу своей участи

Малышкин, Мальцев, Благовещенский, Корбуков о помиловании не умоляли. Они просто признали себя виновными, заявили об искреннем осуждении своего предательства и готовности принять любое наказание. Мальцев, правда, не удержался от того, чтобы не вспомнить о 1938 годе – когда он был незаконно арестован, долгое время провёл в тюрьме, а потом признан невиновным. Та обида на советскую власть и довела его до нынешнего состояния.

После совещания судьи вынесли ожидаемый всеми приговор – высшая мера наказания, повешение. Вместе с генералом Власовым были казнены все 11 членов руководства РОА и КОНР, попавшие в руки СССР.

🔵Единственный случай, когда полицай стал Героем Советского Союза- за что ему простили службу немцам?

Мальцев. Фото в свободном доступе.
Мальцев. Фото в свободном доступе.

У меня лично мало сомнений в том, что стенограмма последних слов Власова и власовцев – это «подчищенный» продукт политуправления. Но и полностью придуманной она не является: в ней действительно содержится прямая речь предателей. Просто в немного обработанном виде.

Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, почему генералы-предатели рассчитывали на снисхождение?

«Мы с "Тигром" вышли один на один»- воспоминания ветерана РККА, который прошёл войну на СУ-152