Стопфорд быстро кидал в саквояж все, что лежало в тайнике. От блеска камней перехватывало дыхание. Некоторые украшения, например, бриллиантовую тиару в виде соединенных колец, с подвешенными в центре жемчужинами, он часто видел на великой княгине Марии Павловне, другие сокровища были незнакомы. Казалось, будто он Али-Баба в пещере сокровищ.
Кольца, серьги, драгоценные ожерелья, тиары, россыпи камней. Когда он шел по ночному Петрограду, прижимая к груди старую кожаную сумку, доверху набитую романовскими сокровищами, приходилось то и дело останавливаться и судорожно вытирать пот со лба. И только когда двери британского посольства захлопнулись, Берти Стопфорд выдохнул. Все кончилось. Он смог спасти драгоценности великой княгини Марии Павловны Романовой.
Великая княгиня находилась в это время в Кисловодске. Уже было понятно, что нужно как можно скорее постараться уехать из страны, объятой революционным огнем. На юге страны еще было более менее спокойно, но в Петрограде, как теперь назвали некогда блестящую имперскую столицу, происходили страшные вещи. Большевики грабили дворцы под предлогом изъятия ценностей, даже простые горожане опасались за свое имущество.
Мария Павловна полностью доверяла своему английскому другу. Стопфорд неоднократно бывал во Владимирском дворце и по четким инструкциям смог найти тайники с драгоценностями и деньгами.
Супруга великого князя Владимира, родного брата императора Александра III и дяди императора Николая II обладала несметными сокровищами. Ее коллекция если и уступала, то только императрице.
Тиара, которую позже назовут Владимирской, тиара-эгрет, жемчужное ожерелье с большими бриллиантовыми двуглавыми орлами, сапфировая парюра, включающая в себя тиару с крупными камнями, корсажное украшение, ожерелье, серьги…
Бриллиантовые банты, изумрудные браслеты и серьги, множество жемчужных и бриллиантовых вещиц, не говоря уже о всяких мелочах, вроде драгоценных запонок, портсигаров, и многого, многого другого…
Неужели эти сокровища, произведения искусства лучших ювелиров, Фаберже, Болин, Картье, Шоме достанутся неизвестно кому, канут в лету! Этого нельзя допустить!
Берти Стопфорд отлично понимал ценность этой коллекции. И он был готов рискнуть собственной жизнью, чтобы спасти романовские драгоценности.
Было решено, что сын княгини, Борис, не будет участвовать в операции. Его визит во дворец мог привлечь ненужное внимание, а тогда все потеряно. То, что англичанину с набитым драгоценностями саквояжем удалось без проблем добраться до британского посольства, было чудом. Он тотчас телеграфировал Марии Павловне и они решили, что деньги он переправит в Кисловодск, а драгоценности нужно каким-то образом вывести заграницу.
Всего удалось спасти 244 предмета из уникальной ювелирной коллекции великой княгини. И это было невероятной удачей, ведь без смелого англичанина, шпиона и авантюриста, ничего бы не получилось.
Коллекцию разделили, ведь провезти через границу такие сокровища незаметно было невозможно. Часть отослали в обыкновенных наволочка в шведскую миссию в Петрограде, и чудом увезены в Швецию, где они и хранились до 2009 года. Даже наследники великой княгини не знали об их судьбе, пока шведское правительство не вернуло им драгоценности. Ведь Мария Павловна скончалась во Франции всего через несколько месяцев после эмиграции, она просто не успела рассказать детям об этой части их наследства.
Но большую часть Стопфорд переправил в Великобританию по своим дипломатическим каналам. Благодаря этому дети Марии Павловны и Владимира Александровича в эмиграции смогли вести безбедную жизнь, продавая фамильные драгоценности.
Для самого Берти все закончилось не так хорошо. Вернувшись в Великобританию, он попал под арест, правда не долгий. Обвинения звучало очень скандально, в духе Оскара Уайлда.
Впрочем, это не помешало Стопфорду и дальше поддерживать отношения с семьей великой княгини Марии Павловны и ее наследниками.
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА НЕКОТОРЫХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ МАРИИ ПАВЛОВНЫ РОМАНОВОЙ
Многое, в том числе Владимирская тиара, было приобретено британской королевской семьей. Мария Текская заменила жемчуг на Кембриджские изумруды, а потом передала ее по наследству внучке Елизавете II. Наверное, это самое известное украшение с русским происхождением, в коллекции английской королевы.
Сапфировая тиара была приобретена королевой Румынии.
Роскошные изумруды приобрела фирма Van Cleef & Arpels, из них была созрада тиара для наследницы ювелирного дома Барбары Хаттон, а еще позднее их купила Элизабет Тейлор.
Вот такая уникальная, практически детективная история спасения драгоценностей великой княгини Марии Павловны Романовой английским секретным агентом.
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!