Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Великие научные мифы: нейробиологи не опровергали наличие свободной воли

Оглавление
Нейрофилософия пытается найти ответы на философские вопросы через исследования мозга
Нейрофилософия пытается найти ответы на философские вопросы через исследования мозга

От научных лабораторий к газетным сенсациям

В 1983 году американский нейробиолг Бенджамин Либет провёл свои сенсационные исследования, которые заставили его сделать вывод о том, что свобода воли иллюзорна. Этот эксперимент расколол научное сообщество на три лагеря: тех, кто поддержал Либета, тех, кто его критиковал, и тех, кто скромно молчал, справедливо считая, что делать далеко идущие выводы из первых подобных экспериментов рано.

Тем не менее, Либет получил ряд премий и наград за свои исследования, а у его эксперимента нашлись преемники. Так например, в 2007 году группа немецких учёных, возглавляемых профессором Джоном-Диланом Хейнсом, провела аналогичный эксперимент с использованием МРТ и с теми же результатами: человек принимает решение за некоторое время до того, как он его осознаёт.

Всё это позволило журналистам активно спекулировать "сенсациями" на тему того, что учёные опровергли существование свободы воли. Однако давайте познакомимся с самими экспериментами и попытаемся понять, что же действительно было доказано с их помощью.

Эксперимент Либета

Бенджамен Либет в лаборатории подключал испытуемых к электроэнцефалографу и предлагал им совершать движение рукой. При этом было установлено, что активность в двигательной коре мозга возникает за 350 мс до того, как человек осознаёт желание пошевелиться. А дальше следовал этап принятия решения, и Либет был убеждён, что этот этап и связан с о свободной волей: если желание осознаётся, то оно может пресекаться.

Тот факт, что изначальный импульс рождался в бессознательном так же не противоречит идее свободной воли. Ведь речь идёт о спонтанном действии. Это можно сравнить с вождением автомобиля: водитель не думает о том, как управлять машиной, он действует спонтанно и способен к импровизации. Но когда речь идёт о том, чтобы продумать план будущей поездки, без осознанного решения не обойтись.

Другими словами, сознание выполняет свою функцию и включается в работу тогда, когда нужно. При этом работа сознания может влиять на изначально принятые в бессознательном решения. Вот вам пример.

Вы идёте вечером по бульвару. Внезапно раздаётся громкий хлопок. Вы вздрагиваете - это бессознательная реакция, запущенная без вашего участия. Но потом включается в работу сознание: вы видите школьников, балующихся с пиротехникой, и осознание того, что целостности вашей шкуры ничего не угрожает отключает развитие стрессовой реакции, запущенной бессознательным.

А о чём же были более поздние опыты?

-2

Эксперимент Хейнса

Хейнс, используя МРТ, сумел с 60% вероятностью предсказать, на какую из двух клавиш нажмёт испытуемый до того, как сам испытуемый осознает свой выбор. Спекуляторы тут же вывернули наизнанку результаты эксперимента, трактуя его как доказательство отсутствия свободы воли: мол, то, что мы осознаём, как свободный выбор, лишь иллюзия, а решение за нас принимает бессознательное.

По факту же речь, конечно, не идёт об отрицании свободного выбора. Это лишь ещё один повод к тому, чтобы пересмотреть свои взгляды на взаимодействие сознания и бессознательного.

Нажатие на клавишу, как уже отмечалось выше, - действие спонтанное. То есть, испытуемому не принципиально, на какую из кнопок нажимать. Он не руководствуется никакой перспективой, как это происходит с требующими осознанного выбора решениями. Если бы нам требовалось осознанное решение на каждое движение рукой, то мы бы сошли с ума.

-3

Собака и хвост: кто кем виляет?

Изначально, может казаться, что принятие решения на нажатие кнопки - акт исключительно осознанный: вот кнопки, я делаю сознательный выбор, а потом нажимаю. На самом деле, для того чтобы принять такое "простое" решение, мозг должен обработать колоссальное количество информации, связанное с прошлым опытом и информацией в текущий момент поступающей от органов чувств. Возможностей сознания для этого не достаточно. Сознание здесь выступает лишь в качестве контролёра: если я нажму, меня не ударит электрическим током? А на какую именно кнопку нажимать - безразлично, поэтому и выбор совершается интуитивно, то есть усилиями бессознательного.

Но даже приняв во внимание тот факт, что выбор совершён бессознательным, мы должны задаться вопросом: а какова роль сознания в формировании бессознательного?

Вот, например, ходьба. Простой двигательный акт, осуществляемый спонтанно. Но ведь так было не всегда. Был тот период нашей жизни, когда мы вынуждены были учиться ходить, то есть сосредотачивать возможности молодого сознания на формировании той двигательной программы, которая впоследствии будет включаться в работу автоматически.

Можно провести параллели с компьютерной программой. Работа программы жёстко детерминирована и не предполагает у неё наличия воли. Но ведь это же отрицает возможности существования воли у программиста.

Таким образом, вопрос наличия у человека свободной воли остаётся открытым. И он будет оставаться таковым до тех пор, пока мы, люди, не дадим внятного и однозначного ответа на то, что же такое человеческое "Я".

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#наука #мозг #психология #самопознание #философия #управление #мировоззрение #саморазвитие #личностный рост #интересные факты