В Санкт-Петербурге 21 октября 2021 г. в продаже появилась памятная транспортная карта «Подорожник», посвящённая 85-летию петербургского троллейбуса. На карте изображён троллейбус ЯТБ-1 на фоне Петропавловской крепости. Карты выпущены лимитированным тиражом – 4 000 штук.
Расскажу немного о начале троллейбусного движения в Ленинграде, которое началось 21 октября 1936 г. в 12 часов 30 минут. Тогда на маршрут №1 «площадь Труда — Красная площадь (ныне площадь Александра Невского)» вышли четыре троллейбуса ЯТБ-1.
Подготовка к этому моменту началась в конце 1935 г., когда часть территории и здание 3-го депо трамвайного парка имени Смирнова было реконструировано под размещение троллейбусов и ремонтных мастерских для них.
В феврале 1936 г. открылся набор в Учебный Комбинат подготовки водителей троллейбусов и линейного персонала, а трест «Лентрамвай» был переименован в Трамвайно-троллейбусное управление (в настоящее время СПб ГУП «Горэлектротранс»). В 1940 г. на Сызранской улице был построен первый троллейбусный парк, расчитанный на 50 машин.
С момента своего появления в Ленинграде троллейбус получил статус транспорта повышенной комфортности. Система отопления, мягкие сиденья, уютные шторы на окнах стали визитной карточкой нового вида транспорта. Самое главное, что троллейбус имел строго фиксированную пассажировместимость.
Проезд в таких комфортных условиях стоил дорого. Если стоимость проезда в трамвае в 1936 г. по всему маршруту составляла 15 копеек, то проезд в троллейбусе обходился в 20 копеек за одну зону. Однако, ленинградцы воспринимали троллейбус как аттракцион. На нём катались и дети, и взрослые, а особым шиком считалось прокатить на троллейбусе девушку.
Интересен тот факт, что 24 апреля 1937 г. было введено ночное движение троллейбусов, которое осуществлялось до 3 часов 30 минут, при этом интервал движения не превышал 10 минут.
За 5 лет ленинградский троллейбусный парк вырос с четырех до 133 (по другим сведениям – 127) троллейбусов. Дальнейшему развитию транспорта помешала война. С самого начала блокады Ленинграда водители троллейбусов мужественно продолжали трудиться, несмотря на обстрелы, постоянные обрывы проводов и повреждения проезжей части.
С ноября 1941 г. начались серьёзные перебои с подачей электроэнергии, которые приводили к сбоям в троллейбусном движении. 8 декабря 1941 г. троллейбусы, вышедшие на маршруты не смогли вернуться в парк, застыв неподвижно на улицах. Первую блокадную зиму троллейбусы так и простояли вмёрзшие в лёд на улицах Ленинграда.
15 апреля 1942 г. открылось пассажирское трамвайное движение. Пуск троллейбусного движения сочли нецелесообразным. Троллейбусы при помощи трамваев убрали с улиц города на места консервации.
В связи с тем, что троллейбусная контактная сеть была сильно повреждена, троллейбус буксировали к трамвайным путям, где одну штангу соединяли с токоприёмником трамвая, другую – с его корпусом. Далее троллейбус шёл к месту консервации своим ходом, двигаясь рядом с трамваем.
Троллейбусное движение в Ленинграде возобновили только 24 мая 1944 г. после 29 месячного перерыва. Троллейбусы начали ходить от Сызранской улицы до Адмиралтейского проспекта. Первые машины, выпущенные на улицы, были окрашены в красный цвет. За руль сели молодые женщины, вернувшиеся в город из эвакуации.
В настоящее время в Санкт-Петербурге 47 троллейбусных маршрутов, протяженность которых составляет 557,3 км, а троллейбусный парк составляет 756 единиц, которые перевозят в среднем полмиллиона человек в сутки.
Несколько интересных фактов:
- длина штанг токоприёмников троллейбусов за последние 85 лет не изменилась и составляет 6400 мм;
- троллейбусный маршрут №13 – единственный в Санкт-Петербурге, у которого с кольца до кольца быстрее добраться пешком;
- за один день все петербургские троллейбусы проезжают расстояние, примерно 81 тыс. км, т.е. дважды огибают Землю;
- при запросе по слову «троллейбус» интернет-поисковики выдают около 5 млн ссылок.
А теперь перейду к истории создания троллейбуса ЯТБ-1, которая началась в 1935 г., когда Ярославскому автозаводу было поручено спроектировать троллейбус и наладить его выпуск, а инженеру Виктору Васильевичу Осепчугову – изучить опыт эксплуатации троллейбусов в Англии и начать разработку таких машин для СССР.
На Ярославском автомобильном заводе площадей и оборудования для производства троллейбусов не было. В недостроенном здании заготовительного цеха организовали мастерскую для изготовления деревянных деталей кузова. Жестяницкую разместили в литейной мастерской школы ФЗУ, обойную – в раздевалке школы. Компрессоры собирали в красном уголке инструментального цеха, а кузова – под навесом во дворе завода.
В Англии для образца были заказаны два одноэтажных и один двухэтажный троллейбус, которые поступили на завод только в начале 1936 г., когда конструкция троллейбуса ЯТБ-1 («Ярославский ТроллейБус Первый») в основном была уже создана. Освоение троллейбусов давалось нелегко. 78% времени занимало изготовление деревянного кузова вагонной компоновки обтекаемой формы, которое завод осваивал впервые. Было организовано специальное кузовное КБ.
Деревянный каркас кузова со стальной наружной обшивкой устанавливали на раму из стандартных прокатных швеллеров, притом кусок рамы, огибающей задний мост, выпускался отдельно ярославским заводом «Пролетарская свобода». Московский ЗИС, поставлял задний мост с червячной главной передачей, московский завод «Динамо» – электрооборудование.
20 июля 1936 г. из цеха вышел первый троллейбус. Он шёл по заводскому двору среди сотен автозаводцев, которые не могли наглядеться на огромную машину, окрашенную в голубой, жёлтый и светло-зелёный цвета.
ЯТБ-1 имел 34 места для сидящих пассажиров, общая вместимость салона составляла 55 человек. Длина машины – 9320 мм, ширина 2500 мм. Максимальная скорость – 50 км/ч. Первая машина была очень тяжёлой – 9500 кг, но уже 10-й экземпляр удалось облегчить более, чем на полтонны. ЯТБ-1 обладал рядом прогрессивных для своего времени новшеств: пневматическое оборудование для привода тормозов, автоматические двустворчатые двери, стеклоочистители, установка для накачки шин.
Первый ярославский троллейбус не был лишён недостатков. На электроаппаратуру, размещённую в передней части корпуса попадали грязь, вода и снег. Отсутствовала перегородка, отделявшая место водителя от салона. Часто происходили поломки полуосей, червячной передачи, быстро изнашивались роликовые головки токоприёмников.
Серийное производство ЯТБ-1 продолжалось с июля 1936 г. по ноябрь 1937 г., за это время на ЯАЗе их выпустили около 450 единиц. В 1937 г. троллейбус модернизировали, устранив вышеуказанные недостатки. Машина получила название ЯТБ-2. А в конце 1938 г. модель обновили ещё раз, при этом ЯТБ-4 в основном сохранил внешний вид.
Осенью 1940 г. началась работа по троллейбусу ЯТБ-5 с цельнометаллическим кузовом, но закончить её не удалось. Накануне войны, в мае 1941 года, производство троллейбусов из Ярославля передали в Ташкент. Больше ЯАЗ троллейбусов не выпускал.
С начала 90-х считалось, что все ЯТБ-1 безвозвратно утрачены. Но 29 октября 1996 г. на одном из садовых участков Ленинградской области любитель городского транспорта Алексей Гонтарёв обнаружил кузов троллейбуса ЯТБ-1, использовавшийся в качестве бытовки.
Спустя годы кропотливой реставрации, ЯТБ-1 получил вторую жизнь. 30 апреля 2004 г. раритетный троллейбус проехал первые метры своим ходом. Сейчас это полностью работоспособный троллейбус, готовый выйти на линию. Увидеть его можно в Музее городского электрического транспорта.
А главным подарком к 85-летию ленинградского троллейбуса является завершившаяся реставрация троллейбуса ЯТБ-2 1938 г. Уникальную машину случайно обнаружили в 2007 г. в районе озера Зеркальное в Выборгском районе: списанный троллейбус традиционно использовался под сарай.
Теперь в Музее городского электрического транспорта есть 2 раритетных экспоната: ЯТБ-1 и ЯТБ-2. Таких машин больше не сохранилось нигде в мире.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую: