Найти тему
Вижу красоту

1937 год: Почему художники-керамисты бросают свою профессию!?

Михаил Врубель. Панно «Принцесса Грёза». Гостиница «Метрополь». 1896–1905. Источник: commons.wikimedia.org
Михаил Врубель. Панно «Принцесса Грёза». Гостиница «Метрополь». 1896–1905. Источник: commons.wikimedia.org

Друзья, по следам моих заметок о выставках отечественного фарфора и конкурсах на лучший сервиз для тиражирования, хочу вас познакомить с «изнанкой» этих смотров. Прочтите статью из газеты «Советское искусство». Всё как всегда и чрезвычайно актуально!

-2
Сухов В. О художниках-керамистах // Советское искусство, еженедельная общественно-политическая газета, 1937. – № 32 (378), 11 июля. – С. 5.

Панно Врубеля на фронтоне «Метрополя» и цветы на чашке, из которой мы пьём чай, – произведения художников-керамистов.

Фарфор, фаянс, майолика – их материал. У русского фарфора своя славная история. Многие работы мастеров екатерининской и елизаветинской эпох – величайшие произведения керамического искусства.

В 1931 году Вхутеин [Высший художественно-технический институт, Москва] выпустил 40 художников-керамистов, которые, наряду с изучением живописных и скульптурных дисциплин, изучали и технологию керамического производства. Несмотря на большую потребность в художниках такого рода, верными избранной профессии до настоящего. времени осталось только 8–10 человек.

Чем же это объясняется? Может быть это были люди, не проявившие никакого дарования и способностей? Ничего подобного.

20 вещей художника Кожина представлены в нашем павильоне на Парижской выставке. На летней выставке московских скульпторов произведения художников-керамистов пользовались неизменным успехом. Ефимов, Сотников, Кожин, Ковальский показали себя талантливыми и вдумчивыми мастерами. К архитектурному съезду была развёрнута интересная выставка декоративной керамики. Почему же художники бросают свою профессию?

Косность и консерватизм Наркомместпрома РСФСР – вот главные препятствия на пути развития советской керамики. Наркомместпром, в ведении которого находятся керамические заводы, при оформлении массовых изделий предпочитает обходиться услугами доморощенных мастеров-кустарей. Художников, если они поступают на завод, заставляют заниматься технической работой и круг художественных проблем строго согласовывать со вкусами директора завода. Иллюстрацией к этим вкусам может послужить любая витрина посудных магазинов. Здесь господствует унылый стандарт и вопиющая безвкусица.

«Утверждённым ассортиментом» не предусмотрен выпуск ваз, скульптурных произведений, художественных групп. Наркомместпром устраивал несколько конкурсов, которые собрали сотни прекрасных моделей, новых форм посуды и бытовых приборов. Но все они бесславно погибли в заводских «художественных» лабораториях, обслуживающих только массовое серийное производство.

Когда художнику Кожину нужно было отлить в фаянсе модели своих фигур, отправленных теперь на Парижскую выставку, то технорук Калининского завода Федоренко потребовал с него деньги за материал и... воду, несмотря на то, что всё модели были предоставлены в полное распоряжение завода. Художнице Зеленской директор Дмитровской фабрики Францев просто не разрешил отливать свои произведения, несмотря на просьбы правления Всекохудожника [Всероссийское кооперативное объединение «Художник»].

Павел Кожин. Скульптура «Заяц и филин». 1936. Конаково. Высота 18 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 3723. Госкаталог: 21117206. Источник: goskatalog.ru
Павел Кожин. Скульптура «Заяц и филин». 1936. Конаково. Высота 18 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 3723. Госкаталог: 21117206. Источник: goskatalog.ru

Когда были организованы в Москве и в Гжели керамические фабрики Всекохудожника, у керамистов возникли надежды, что они смогут наконец осуществить свои творческие замыслы. Напрасно! На эти фабрики были приглашены мастера-кустари и фабрики начали выпускать... кувшины, пепельницы, которые ничем не оправдывали марки Всекохудожника.

Перед художниками-керамистами стоит дилемма – либо идти техноруками на фабрики Наркомместпрома и, стало быть, отказаться от всякой творческой работы, либо работать над совершенствованием моделей без всякой надежды увидеть выпущенными для массового распространения свои произведения.

Павел Кожин. Скульптура «Ночь». 1937. Конаково. Высота 17,9 см. Тверская областная картинная галерея / Д-5149. Госкаталог: 23621079. Источник: goskatalog.ru
Павел Кожин. Скульптура «Ночь». 1937. Конаково. Высота 17,9 см. Тверская областная картинная галерея / Д-5149. Госкаталог: 23621079. Источник: goskatalog.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив