Найти тему
ASUTPP

Почему кипит аккумулятор? Давайте разбираться

Оглавление

В этой статье мы поговорим о том, почему может кипеть аккумулятор, и что означает это "явление".

Основные причины

Кипение аккумулятора обычно, как все знают, проявляется тогда когда аккумулятор почти полностью заряжен. В различных инструкциях по зарядке аккумуляторов написано, что аккумулятор считается заряженным тогда когда его плотность не растёт на протяжении нескольких часов и при этом обильно выделяются газы, то есть идет обильное газовыделение.

Кипение аккумулятора также можно наблюдать при перезарядке аккумулятора, когда реле-регулятор или зарядное устройство выдает напряжение более чем 14,4 вольт, то есть на аккумулятор идет перезаряд.

Выделение пузырей на пластинах также наблюдается при саморазряде аккумулятора, когда аккумулятор имеет явление саморазряда, если заглянуть в банке - время от времени видно как из пластин поднимаются пузырьки.

Также аккумулятор сразу закипает при постановке на зарядку при сильной сульфатации. То есть, Вы подключили аккумулятор сульфатированный на заряд - он тут же начинает кипеть, идет газовыделение и растет температура электролита.

Итак, из написанного выше подытожу основные причины кипения АКБ:

  1. АКБ заряжен;
  2. Перезаряд АКБ;
  3. Самозаряд АКБ;
  4. Сульфатация.

Почему так? Вот сейчас мы с этим мы разберемся!

Понимание сути процесса кипения АКБ

Понимать суть этого процесса очень важно, если вы хотите понимать что творится в аккумуляторе внутри.

Итак, что это за процесс такой который называется "кипение аккумулятора", с чем связан, как с ним бороться и что к чему приводит?

Итак, все прекрасно знают что время от времени в обслуживаемый аккумулятор надо доливать дистиллированную воду.

Куда она девается? У нее два пути: либо в жаркую погоду она испаряется через систему вентиляции либо происходит вот тот самый процесс о которым мы сейчас поговорим.

Так куда же девается дистилированная вода из аккумулятора? В следствие потерь аккумулятором дистиллированной воды в нем растет плотность электролита, что в свою очередь приводит к сульфатации пластин.

Куда делась вода? А вода девается на такую вещь как электролиз воды. Что такое электролиз? Электролиз - это электрохимический процесс, который происходит через размещенные в электролите два электрода: положительный анод ( у нас это положительная пластина) и отрицательный катод (у нас это отрицательные пластины в аккумуляторе) и через эти два электрода подается постоянный ток.

Вот при этих условиях происходит явление электролиза воды. Если проще - разложение воды на водород и на кислород. При этом чистый кислород образуется на положительных пластинах, а водород образуется на отрицательных пластинах. Водорода при этом процессе получается в два раза больше чем кислорода.

То есть пузырей отрицательные пластины выделяют в два раза больше, чем пузырей выделяют положительные пластины.

Кто еще помнит уроки химии со школы тот знает, что водород еще называют по-другому - а именно гремучий газ. Почему он имеет такое название нетрудно догадаться, - потому что в определенной пропорции смешивания водорода и кислорода он очень чудесно взрывается при малейшей искре или открытом огне.

Именно благодаря кипению аккумулятора, то есть явления электролиза воды в аккумуляторе у которого неисправна вентиляция время от времени собираются эта гремучая смесь, что иногда приводит к тому что ваш аккумулятор разносит при малейшей неисправности, попадании открытого огня.

То есть аккумулятор взрывается, весь капот в электролите, весь мотор электролите, пластмасса кусками и так далее.

Именно поэтому чтобы он не взорвался аккумуляторе имеют в вентиляционных отверстиях искрогаситель. Это вот маленькая беленькая таблеточка, которая стоит в вентиляционном окне и называется пламегаситель (смотрите рисунок ниже). Она как раз спасает ваш аккумулятор от того чтобы его не разнесло по подкапотному пространству.

Красной стрелкой показан пламегаситель в аккумуляторе
Красной стрелкой показан пламегаситель в аккумуляторе

Как все знают в начале зарядки разряженный аккумулятор не кипит. Почему он не кипит? Потому что ток который вы подаете на аккумулятор из выпрямителя расходуется на то, чтобы протекала электрохимическая реакция - разложения сульфата и перевода его в жидкую кислоту, то есть растворения сульфата из пластин.

Пока подаваемый вами постоянный ток будет использоваться на протекание этой электрохимической реакции аккумулятор не кипит! Все расходуется на растворении сульфата. Когда же аккумулятор почти полностью зарядится и сульфата на пластинах уже останется мало, то некоторая часть тока, который вы подаете на клеммы аккумулятора окажется лишней.

Куда одевается этот лишний ток? Все правильно! Аккумулятор начинает делать реакцию электролиза, то есть разлагать воду и вот тут аккумулятор начинает то что говорят кипеть и именно поэтому не заряженный аккумулятор на зарядке не кипит, а заряженный аккумулятор начинает кипеть и это является одним из признаков того что аккумулятор зарядился.