Найти в Дзене

17 советов и идей для эффектного окончания презентации от студии визуального дизайна ArtoDocs

Оглавление
Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

«Через некоторое время я вышел из больницы и вернулся в отель под дождем».

Знаете ли вы, из какого произведения эта фраза? Если нет, ничего страшного. Мы здесь не для того, чтобы проверять вашу эрудицию. Вам все же очень интересно, откуда она? В финале второй части этой статьи есть ответ. Нам всего лишь хотелось показать пример, как начало ее может иметь прямое отношение к ее концу. А теперь предлагаем не торопиться, проявить терпение и прочитать предлагаемый ниже текст от корки до корки и перейти ко второй части. Вы получите много полезных советов, которые позволят окончить презентацию под овации слушателей.

Запоздалый финал: плохо или хорошо?

Что мы ждем больше всего после сытного ужина? Конечно же, вкуснейший десерт. Именно он радует нас больше всего, поднимет настроение всем без исключения! А вспомните, что остается с нами после хорошего фильма? Часто это финальная сцена, полная эмоций и переживаний. И концерт обычно заканчивается чем-то особенным, чтобы публика осталась с приятным послевкусием. Даже финал рекламы имеет какой-то итог: призыв к действию, запоминающуюся мелодию и т.д.

Чем же отличается от перечисленных примеров презентация? Почему она должна заканчиваться простым прощанием и заезженными фразами?

Можно предположить, что человеку просто не нравится выступать с презентацией. Он хочет поскорее ее закончить. Не важно как. Презентация воспринимается как обязанность, интуитивно человек старается скорее завершить то, что ему не нравится процесс. А если добавить к дискомфорту выступления не совсем заинтересованную аудиторию, которую он видит в первый раз, то завершить хочется вдвойне быстрее.

Если вам все-таки придется стоять перед публикой и доносить какие-то смыслы при помощи презентации, мы рекомендуем уделить ее окончанию особое внимание. Ведь в финале аудитория наиболее вовлечена, поэтому все, что вы скажете, она запомнит надолго. Задача концовки — сделать главный акцент, вызвать эмоции. Финал может или испортить всю презентацию, или сделать ее выдающейся.

Мы предлагаем 17 советов и приемов, которые позволят завершить презентацию неординарно и креативно.

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

1. Смелость поможет!

Проанализируйте все презентации, которые вы видели. Наверняка большая часть из них заканчивалась вполне стандартно: благодарность публике и прощание. Вспомните, был ли какой-то вывод по итогам выступления и получилось ли спикеру его до вас донести? Большинство упускают из вида концовку, думая, что она не играет никакой роли. А еще, чтобы придумать ее и сделать нестандартной, нужно постараться и выйти из зоны комфорта. Поэтому наш первый совет: преодолейте себя и подумайте, как наиболее креативно оформить последний слайд. Именно он может стать визитной карточкой всей презентации!

2. Потратьте время.

Большинство выступающих уверены: вся сила — в контенте. Именно поэтому тратят минимум времени на оформление, продумывание заключения и максимум — на основную часть. Однако, мы советуем не скупиться на лишние минуты, проведенные у монитора в поиске идеи для достойного финала. Ведь, чем больше времени вы потратите, тем интереснее результат! Банальный финал изжил себя. Потратьте время и сделайте все на высшем уровне!

3. Не размывайте финал.

Выстроить стратегию презентации так, чтобы ничего не растерять по пути доклада — целое искусство. Наиболее частый вариант структуры презентации состоит из начала, основной части и концовки. Правда, пока вы и слушатели двигаетесь к финалу, то рискуете потерять мысль. Финиш окажется смазанным, недостаточно ярким. Мы предлагаем задать себе ряд вопросов перед тем, как начать готовить презентацию: какой будет итог и какая основная мысль должна идти красной нитью через всю презентацию?

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

4. Завершите началом.

Вполне логично, если вы закончите презентацию тем же, чем начали. Например, ваше выступление стартовало с какого-то утверждения, мысли, исторического факта. Вернитесь к нему, чтобы подтвердить или опровергнуть его подлинность, смысл и т.д. Это даст презентации завершенность.

5. Не объявляйте о конце.

Постепенно презентация близится к концу, и вы начинаете уведомлять об этом публику. Как правило, докладчик произносит фразы типа: «мы подходим к концу», «осталось немного, скоро вас ждет финал» и т.д. Подобные слова дают сигнал: можно расслабиться, как следствие — потерю внимания аудитории.

Если вы все же хотите обозначить окончание выступления, предлагаем использовать другие способы. Постарайтесь переключить внимание на какой-то важный, ключевой момент, переориентируйте слушателей. И, в целом, можно не сообщать о предстоящем финале. Достаточно заключительного слайда.

6. Самое сладкое — на потом!

Любое выступление должно иметь свою историю, которая развивается по нарастающей. Мы предлагаем сделать самый пик в финале. Так вы сможете удерживать внимание длительное время. Главное здесь — не затягивать с основной частью. История должна быть динамичной и не вызывать усталость. Ключевой посыл станет самым ярким впечатлением для аудитории. Такая концовка точно запомнится надолго.

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

7. Дайте аудитории возможность подвести итог.

Нужно ли преподносить слушателям все выводы на блюдечке? Часто есть смысл отдать ключевые умозаключения на откуп аудитории. Она сама сделает их на основе сведений, которые получила во время презентации. Каждый обобщит информацию и выведет для себя общую картинку. Итог — аудитория максимально вовлечена и считает ваши выводы своими собственными.

8. Повторяйте.

Вы замечали, что в рекламе часто повторяют одно и то же утверждение несколько раз? Это сделано специально для того, чтобы она лучше уложилась в головах людей. Подобный принцип можно использовать и в презентациях. Повторяйте одну и туже мысль несколько раз, чтобы она закрепилась в памяти людей. Именно концовка презентации располагает к тому, чтобы еще раз продублировать идею. Введите пару подсказок, чтобы слушатели вспомнили о вас в будущем. Создайте ассоциацию или свяжите мысль с жизненными событиями. Так презентация станет более понятной и доступной.

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

9. Сосредоточьтесь на последней фразе.

Последняя фраза обладает магическим действием! Поэтому важно продумать, какой она будет, и вложить в нее все самое значимое и первостепенное. Возможно, в процессе выступления кто-то немного отвлекся, углубился в собственные размышления. Дак вот, именно к концу внимание снова фокусируется на вас. Зная этот нюанс, вы можете извлечь максимальную выгоду и сделать так, чтобы слушатели были на вашей стороне.

Заключительная фраза должна состоять из основного послания и передавать ключевой смысл. Она помогает оставить определенный настрой, мысли, чувства.

Предлагаем удачные советы, чтобы эта фраза была удачной.

● Добейтесь созвучия с остальной частью презентации.

● Сделайте ее короткой, но содержательной.

● Добавьте эмоций.

● Провоцируйте возникновение положительных эмоций через
убедительные призывы к действию.

● Используйте основной слоган или ключевое сообщение, которое было
вначале.

● Включите метафоры, аллегории, крылатые выражения. Они могут стать
эффективным способом донести сообщение.

● Приведите цитату или пословицу, которые подчеркнут вашу мысль или
идею.

● Можно и вовсе обойтись без слов. Просто используйте картинку,
графику или короткое видео.

10. Чувство общности.

Для человека важно быть частью чего-то большого, значимого. Это дает ему возможность почувствовать свою важность, принадлежность к определенной группе. Подчеркните в конце презентации этот момент. Дайте человеку почувствовать, что он имеет отношение к чему-то многозначительному. Используйте местоимения «мы», «нас». Это поможет аудитории и вам находиться в одном поле, быть наравне.

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

11. Будьте спокойны.

Бывает, во время презентации что-то начинает идти не так: звук пропадает, вы запнулись, слайды запаздывают. Сохраняйте хладнокровие и спокойствие! Не показывайте волнение и уж тем более не пускайтесь в извинения. Не ждите и не просите одобрения от аудитории. Для разряжения ситуации можно корректно пошутить. Просто как можно быстрее устраните неполадки и продолжайте выступление. Если это случилось, не вспоминайте о проблеме в конце презентации, иначе рискуете закончить на неприятной ноте, которая перекроет все положительное впечатление.

Также советуем избегать фраз типа: «Надеюсь, вы не слишком утомились» или «Извините, если что-то осталось вам непонятно, я старался» и так далее. Если наружу просятся подобные фразы, скорее всего, в дело вступает ваш внутренний критик. Сумейте поставить его на место и обрести внутренний контроль.

12. Подведите черту.

Мы не советуем заканчивать презентацию новой идеей. Почему? Ваш слушатель окончательно запутается и потеряет фокус. Основной посыл, который вы доносили всю презентацию, останется в стороне. Бывает ситуация, когда вы забыли что-то рассказать или что-то упустили. Лучше оставить этот материал на следующее выступление или направить его слушателям позднее, если упущенные сведения действительно важны.

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

13. Призывайте к действию.

Один из самых эффективных, на наш взгляд, вариантов, потому что вы даете публике конкретный план действий: купить, заказать, инвестировать, приобрести книгу и т.д. Людей часто надо провести за ручку от начала до конца и сказать, что нужно сделать. Призыв к действию срабатывает как спусковой крючок. Если, конечно, во время презентации вы смогли убедить аудиторию, что им действительно стоит совершить это действие. В противном случае, никакие призывы не помогут.

14. Плавный переход к вопросам и ответам.

Если в начале презентации вы пообещали слушателям ответить на вопросы в конце выступления, то перейти в данному этапу следует аккуратно. Избегайте резкого перескока. Только что вы говорили о продукте, услуге, а через минуту спрашиваете, есть ли вопросы. Вероятнее всего, люди растеряются. Предлагаем проложить мостик: подведите небольшой итог, вспомните, что обещали ответить на вопросы, попейте воды, обозначьте, что даете аудитории минуту подумать над формулировкой, а затем скажите, что готовы отвечать. Также можно начать с какой-то отдельной подтемы, спросить мнение публики на этот счет. Разговор завяжется сам собой.

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

15. «Конец».

Вам тоже встречались подобные слайды? Иногда спикеры пишут что-то типа: «Вопросы?» или «Спасибо за внимание!». Мы считаем такой вариант устаревшим и неинтересным. Предлагаем покреативить и придумать что-то действительно яркое — например, картинка или мем. Они дадут сигнал к расслаблению, вызовут приятные эмоции. Если задача перейти к этапу «вопрос/ответ», то можно использовать простой черный экран, как вариант — вообще обойтись без слайда.

16. Благодарить ли аудиторию?

Мнения на это счет разнятся. Кто-то считает это банальным проявлением хороших манер. Кто-то не видит в этом необходимости. Некоторые действительно хотят сказать аудитории спасибо за то, что они потратили свое время. Если уж вы желаете поблагодарить слушателей, то сделайте это по-особенному, а не через слово «спасибо» на слайде. Согласитесь, такой вариант давно заезжен и скучен.

Итак, как лучше это сделать?

Проявите эмоции и индивидуальность. Выразите признательность, дружеское участие, скажите фразы, которые помогут сблизиться с аудиторией. Сила симпатии очень высока.

Побудьте в лучах славы.

Окончание несет чувство облегчения. Но расслабляться рано! Не убегайте со сцены, подождите, когда аудитория начнет расходиться, и только после этого выключайте проектор, закрывайте крышку ноутбука и выбегайте за дверь. Иначе сложится впечатление, будто вы ждали конца, чтобы быстрее испариться. Не торопитесь. Поддерживайте зрительный контакт, улыбайтесь.

Студия визуального дизайна ArtoDocs
Студия визуального дизайна ArtoDocs

17. Цените чужое время.

Мы хотим напомнить один важный момент: как правило, когда вы выступаете с презентацией, перед вами сидят очень занятые люди. У них расписана каждая минута времени. Именно поэтому у презентации должен быть четкий план и контроль над ситуацией. Вы должны понимать, сколько продлится выступление, какое количество минут уйдет на каждый слайд и уложиться в поставленные рамки. Рекомендуем заранее потренироваться и проложить хронометраж. Это поможет лучше понять, сколько времени занимает каждая часть выступления. Заложите немного запасных минут для заминок и непредвиденных ситуаций. Если у вас будет ограниченное время, презентация получится более динамичной и легкой.

Настало время вспомнить фразу, с которой мы начинали первую часть нашей статьи: «Через некоторое время я вышел из больницы и вернулся в отель под дождем». Этими словами заканчивается романа Эрнеста Хемингуэя под названием «В другой стране».

Почему она? Автор переписал ее 39 раз прежде, чем дать ей зеленый свет. Это говорит о том, что писатель точно знал: последняя фраза решает, а хороший финал очень важен. Совет команды АrtoDocs таков: берите пример с Хемингуэя, и тогда ваша презентация точно запомнится и поможет достичь поставленной цели.

Если вы понимаете, что у вас или ваших сотрудников нет времени, закажите разработку презентации в нашей студии и мы создадим для вас профессиональную презентацию, соответствующую вашим требованиям с точки зрения структуры, содержания и дизайна.

Успешных вам презентаций!