Найти в Дзене
Наталья Швец

Меч Османа. Книга третья, часть 59

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Сейчас мне бы хотелось отойти от общего стиля повествования и изложить историю с казнью Гюльфем-хатун, как ее представляю. Подчеркну, никоим образом не претендую, что она верная. Просто излагаю факты.

На мой взгляд, Гюльфем — одна из самых загадочных женщин. Она всю жизнь прожила рядом с Сулейманом и Хюррем, имела с обоими хорошие доверительные отношения и даже вместе с хасеки писала султану письма, когда он находился в военных походах.

Считается, что Гюльфем еще во времена службы Сулеймана санджакбеем в Манисе в 1513 году родила сына Мурада, умершего в 1521 году от оспы. Версия, что она «заспала» шехзаде, которую сейчас можно найти на просторах интернета, просто не имеет никакой под собой основы. Если подобное вдруг случилось, несчастную мать отправили бы на тот свет вслед за младенцем. Ее просто обвинили бы в предумышленном убийстве наследника. Заодно и всех нянек-мамок, чтобы другим неповадно было. А в этом случае, конец один. Кожаный мешок и Босфор... К слову, спать с ребенком наложницам никто бы не позволил.

Еще один интересный факт. В случае смерти ребенка, независимо от его пола, наложниц отправляли в Старый дворец. С Гюльфем этого не произошло. Замуж ее тоже не выдали, а вот хорошее жалование оставили. Почему? Скажу более, султан Сулейман слал в письмах ей приветствия и делал дорогие подарки. Достоверно известно, что из похода в Венгрию он прислал ей и Хюррем по флакону духов, тогда это называлась «Ароматическая вода». Гульфем по незнанию выпила и уснула, о чем потом со смехом написала своему повелителю.

Так что весьма сомневаюсь, что Гюльфем была наложницей султана Сулеймана. Зато наложницей султана Баязида II, деда Сулеймана, и двоюродной сестрой его матери — Айше Хафсы, вполне могла быть. Кстати, когда Селим взошел на престол, Гульфем отправила ему поздравительное письмо, чего обычная наложница, да еще и сына-шехзаде, сделать просто не могла. И тому есть документальное подтверждение. Хотя тут также есть сомнение. Не понятно, почему, ее сын Мурад, а то, что он был, сомнений не имеется, не попал под закон Фатиха, сложно сказать. Как вариант, Селим Явуз держал его как запасной вариант в борьбе против своего сына Сулеймана.

На момент смерти хасеки Хюррем-султан ей явно было не восемнадцать и даже не тридцать лет. По самым скромным подсчетам хатун должно быть около шестидесяти, а то и больше, лет. Вывод напрашивается сам собой — приглашать ее к себе на хальвет сутан никак не мог. Зачем ему старушка, когда рядом много молодых красавиц? Не спорю — общаться они могли. Вполне вероятно, ему было с ней интересно, ведь хатун была довольно умной и образованной женщиной.

Насмотревшись на Хюррем, хитрая сицилианка (одна из гипотез, что ее привезли именно с этого острова), решила достичь ее высот. Немного, конечно, странно, что не пыталась подобного сделать дальше, а терпеливо ждала кончины главной соперницы. Насколько хорошо у нее это получилось, не мне судить, не жила в те времена в гареме Топкапы.

Но венецианцы писали, что часто видели Сулеймана в саду с женщиной, лицо которой было закрыто. Однако стража сообщала им, что это была Гюльфем-хатун. Вновь возникает сомнение в правдивости сведений. Как это мужчин и не евнухов пустили в святая святых, сады Топкапы? Туда всем посторонним, а иноверцам прежде всего, ход был строго заказан.

Одно могу утверждать абсолютно точно — свою ночь с султаном, даже ради строительства мечети Росалина, или как ее там звали до прибытия в гарем, продать никак не могла.

Объясню, почему так уверена.

Начнем с того, что султан потерял к Гульфрем интерес сразу после смерти сына и никогда к себе не допускал. Это если взять за основу сериал «Великолепный век» и книгу Павла Загребельного «Роксолана». Смешно даже, что он вдруг стал проявлять к ней интерес, как к женщине на склоне своих и ее лет.

Еще один довод в пользу моей гипотезы. Девушек перед тем, как допустить до повелителя, тщательно готовили. Парили, массажировали, умащивали тело дорогими маслами... Сложно представить, что никто из них не заметил, как им привели молодую девицу, вместо женщины в летах.

Не знаю, насколько верно, но читала, что наложниц, прежде чем отправить к султану, тщательно обыскивали, дабы не утаили оружия. Так что опять же, не увидеть подмену евнухи никак не могли. Если только женщины, которые перед очами султана должны были предстать в одном шелковом покрывале и обнаженными, не одели шапки-невидимки и затем поменялись местами.

Далее. Как Гульфем могла продавать ночи с султаном за спиной евнухов? Ведь это явное преступление с их стороны. За взятки наказание в империи во времена султана Сулеймана было очень жестким. По логике вещей, в первую очередь, расправа коснулась бы евнухов, в том числе и самого главного, так называемого кизляр-агу.

Но самое главное, и этот факт никто оспорить не сможет, после смерти матери всеми делами в гареме заведовала Михримах-султан. Как-то слабо верится, что подобная история могла пройти мимо ее внимательного взора. Вывод напрашивается сам собой, имелась какая-то очень серьезная причина, вызвавшая гнев и без того ставшего подозрительного к старости, султана. Но что послужило причиной, сейчас уже никто не скажет.

И вообще, была ли она казнена или это плод фантазии того же Павла Загребельного, который первым затронул эту тему и даже назвал имя наложницы, которая якобы покупала ночи. Звали ее Кината. Вы верите, что у наложницы, которая не была в числе любимиц султана, могло быть столько акче, что она купила себе ночь с падишахом? Ну а если подобное все же случилось, значит Гульфем получила по заслугам. Факт продажи имел место быть...

Определить, насколько сильно скорбел султан, тоже не представляется возможным. Единственное, что не требует доказательств, так это тот факт, что потом он все-таки достроил мечеть, которую хатун начала возводить. Кстати, мне также не верится, что султан не ведал о строительстве. Верные люди постоянно докладывали ему о каждом вздохе и неправильно сделанном выдохе его поданных.

Не знаю, откуда взялась эта легенда о казни Гульфем-хатун. Быть может на основании сохранившейся надписи на могиле — «мученица»... Однако такие надписи оставляли не только на могилах казненных, но и умерших в результате несчастных случаев или тяжелых болезней.

Возможно, жизнь этой таинственной женщины кого-то заинтересует и он пожелает о ней написать отдельный роман. Сюжет здесь может вырисоваться очень даже занимательный.

Для информации. Гюльфем-хатун была похоронена в городе Ускюдар, в мечети, которая носит ее имя. Согласно преданию, могила праведницы несколько ночей после погребения светилась особым светом.

Публикация по теме: Меч Османа. Книга третья, часть 58

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке