Развитие — это динамическое состояние адаптации человека к окружающему пространству и представлению о себе. В этом определении есть несколько важных акцентов:
1. Наше видение самих себя — какими мы хотим быть, при том, что это скорее идеальное представление.
2. Мир вокруг нас во всем его многообразии.
3. Адаптация себя к самому себе и окружающему миру, и все это в динамике.
Эта статья является частью книги SELFBook , главы «Развитие». Более подробная информация в конце статьи.
Вам легче будет понять это, если вы представите себя водителем автомобиля. Вы едете в другой город, который находится на большом отдалении от текущего местоположения. Вы знаете правила дорожного движения, а также умеете водить автомобиль, но маршрут проходит через города и пересеченную местность. Встречаются заторы, аварии, идет дождь, хотя прогноз погоды это не предвещал и т.д., и т.п. При выезде у вас был некий план, которого вы стараетесь придерживаться, но по факту едете, как получается. Так и в нашей обычной жизни.
Развитие начинается и заканчивается решением самого человека. При этом самое сложное в развитии — изменение собственных представлений. Наше представление о себе и мировоззрение являются главным фильтром для нашего же развития. Если мы считаем, что что-то невозможно, это — невозможно. В связи с этим крайне важно изначально сделать установку на развитие — осознать, что мы знаем, что мы ничего не знаем, как говорил Сократ. Но это же мы знаем!
Есть ли предел тому, насколько человек может развить себя? Установлен ли уровень интеллекта при рождении или его можно развивать? В 2008 году исследователи попросили десять лучших шахматистов мира — людей, потративших от 10 до 50 тысяч часов на освоение этой игры, — пройти тест на IQ. Они обнаружили, что трое из десяти имели IQ ниже среднего. Поскольку во всем мире игра в шахматы на высшем уровне ассоциируется с исключительным интеллектом, ученые задались вопросом, как такой результат был возможен.
Многие исследования подтвердили то, что результаты задает не изначальный интеллект, а усилия и практика, то есть их создает тяжелая работа. Самые успешные люди посвящают больше всего времени осознанной практике, решая задачи, выходящие за рамки их нынешнего уровня компетентности и комфорта, наблюдая за результатами и внося корректировки. Так исследования показывают, что интеллект можно развивать и что нет никаких ограничений того, чему мы можем научиться на протяжении всей жизни. Мозг подобен мышце, которая становится сильнее по мере ее использования, а процесс обучения и развития побуждает нейроны мозга устанавливать новые связи.
Психолог из Стэнфордского университета Кэрол Двек последние 30 лет интенсивно изучала учащихся и определила, что люди делятся на две категории по тому, как сами оценивают собственные способности к обучению: те, кто имеют фиксированное мышление, и те, у кого установка на рост. Она сделала вывод, что образ мышления оказывает значительное влияние на прилагаемые усилия, восприятие критики, готовность смириться с неудачей и, в конечном итоге, на то, насколько многому можно научиться.
Люди с установкой на данность считают, что их потенциал предопределен исключительно генами, их социально-экономическим происхождением или доступными возможностями. Их часто посещают такие мысли: «Если я чего-то не умею или не могу, мне следует избегать этого».
Однако люди с установкой на рост считают, что их истинный потенциал неизвестен, потому что невозможно предвидеть, что может случиться в результате развития своего интереса, усилий и практики. Они ценят проблемы, потому что видят в них возможности для личностного роста. В конечном итоге они раскрывают свой потенциал больше, чем кто-либо.
Как показывают исследования, развитие происходит не линейно, а спирально, т.е. люди адаптируются к изменениям и учатся на своих ошибках. Дело в том, что первоначально развитие и изменения рассматривались как линейное прохождение через определенные стадии. Если бы это было так, мы должны были бы прогрессировать просто на каждом этапе. Линейное развитие — возможное, но относительно редкое явление.
Также исследования показывают, что, чем большее количество действий и попыток производит человек, тем выше вероятность достижения целей его развития. Каждый этап представляет собой период времени, а также набор задач, необходимых для перехода к следующему этапу. Хотя время, которое человек проводит на каждом этапе, может быть разным, задачи, которые необходимо решить, могут оставаться при этом неизменными.
Становясь более осознанными, люди часто переоценивают свои ценности, проблемы и себя как эмоционально, так и когнитивно. Чем более важной становится для человека вопрос собственной самоидентификации и развития, тем сильнее и в лучшую сторону меняется его собственное самоощущение. Чем больше человек предпринимает активных шагов для собственной реализации и развития, тем выше становится его уверенность в себе и своих возможностях достигать поставленных целей. Возможно, самым важным является ощущение того, что человек становится таким, каким хочет быть. «День сурка» — отличный фильм, иллюстрирующий эти утверждения. Главный герой начинает развиваться, накапливая опыт и совершенствуя навыки, когда меняет исходное отношение к своей цели. Кстати, пересмотрите его на выходных, если возникло желание.
На каждом этапе развития человек узнает о себе что-то новое. При этом на следующем витке можно использовать то, что открылось на предыдущем, внести коррективы и продвинуться немного вперед, продолжая идти по пути развития. Пауло Коэльо расширил эту идею: «Как только я нашел все ответы, изменились все вопросы». И действительно, найдя ответы на волновавшие вопросы, начинаешь смотреть на них с другой точки зрения, следовательно, и вопросы обретают новый смысл, и ответы меняются.
Эрик Эриксон, автор самой известной теории развития личности, изучал психосоциальное развитие человека от рождения до смерти. Недостатком его теории являются возрастные периоды каждой стадии. Так, например, по мнению Эриксона, человек достигает целостности только к возрасту 65 лет. Представьте себе, что именно эта установка на долгие годы предопределила отношение науки и самих людей на собственную возможность развиваться. Мы связали свое развитие с возрастом, так крепко, что согласились, что только в 65 можем стать зрелой личностью! В современном мире такие возрастные ограничения лишь сковывают развитие человека. Сегодня целостности можно добиться благодаря слаженной работе родителей, наставников и самого ученика гораздо быстрее, годам к 14-15. А дальше — вся жизнь на самосовершенствование.
Вместе с тем, каждый человек обладает базовым набором способностей, которые при активации и развитии через деятельность переходят в таланты и гений. Уже другой Эриксон на примере выдающихся людей, а вслед за ним и Гладуэлл, который презентовал концепцию «10 тысяч часов», которые необходимы для того, чтобы стать экспертом в своей области.
Но все же, ключевым фактором развития мы считаем самоопределение человека. Ведь для того, чтобы активировать какие-то способности, человек должен добровольно сам себе признаться, кем он или она хотят стать. И в этом мы видим, с одной стороны огромный потенциал, а с другой — ограничение. Ограничение вызвано, во-первых, тем, что принимая решение кем стать, человек не может быть сразу на 100% уверен, что это навсегда. А во-вторых, люди восприняли 10 тысяч часов или 10 лет как время на освоение навыка, а не экстра результаты. Понимая, что на тестирование необходимо и достаточно лишь 30 дней, мы легко снимаем эти рамки. Пробуй — получай результат, подтверждай первоначальную гипотезу или корректируй курс. Личностный потенциал, таким образом, определяется разницей между тем, кто ты сегодня и тем, кем хочешь стать в будущем, что само по себе создает мощнейший источник энергии для развития и жизни.
Чтобы поддерживать постоянное движение, мы должны взять ответственность — стать субъектом, а не объектом собственного развития и образования. Это включает в себя постановку целей, измерение прогресса, где это возможно, работу с наставниками, умение принимать обратную связь и критику, инвестиции времени, сил и, возможно, материальных ресурсов. Но главное — наличие осознанного образовательного запроса.
Основа для развития — решение развивающих задач. Многие исследования говорят, что развитие происходит, когда человек выходит за пределы своей зоны комфорта, когда люди решают задачи, которые им не совсем удобны, они находятся в своей «зоне обучения», где приобретают новые знания и навыки, развивают и применяют их на практике.
Однако зона развития подвергает людей риску и стрессу, которые могут быть полезными или вредными. Согласно закону Йеркса-Додсона, существует криволинейная взаимосвязь между повышением стресса и повышением производительности. Когда люди впервые сталкиваются с новой задачей, они испытывают «полезный» стресс, что приводит к более высокому уровню производительности. Однако слишком сильный стресс может вызвать беспокойство и снизить производительность. Поэтому хотя нам необходимо выходить за пределы своей зоны комфорта, важно выбирать верные для себя задачи и свой темп.
Если люди остаются в зоне комфорта — не ищут новые задачи или новые цели, в таком случае с течением жизни их производительность и результативность может значительно снижаться. Для того, чтобы этого не произошло, следует ставить новые задачи для «растяжки».
Есть отличный фильм «Мечты Дзиро о суши» про 85-летнего повара мишленовского ресторана в Токио. Три звезды заведения означают, что в Японию можно прилететь только ради его посещения. Следует отметить, что в самом дорогом заведении мира запись на месяц вперед и всего 10 мест. Дзиро объясняет феноменальный успех так: «Возможность сделать лучше есть всегда». А его старший сын добавляет: «Суть в самоотдаче и повторении одних и тех же вещей каждый день». По правилам основателя ресторана, перед подачей мастера обязательно пробуют еду, потому что, чтобы вкусно готовить, необходимо развивать вкус, а для этого надо есть вкусную еду. Каждый день они выходят на работу и подтверждают свой высочайший класс. «Как можно сделать лучше?» — вот вопрос, отвечая на который, они постоянно самосовершенствуются. Постоянство и совершенство разными способами привели ресторан Дзиро к вершине успеха.
Быть гибким и адаптивным — обязательные условия выживания в мире растущей цифровизации и глобализации. Компании для проектов все чаще выбирают независимых подрядчиков или временных фрилансеров. Они нанимают работников на основе их навыков, а не официальной квалификации и образования.
Сегодня, чтобы иметь ценность на рынке труда, нужно ориентироваться на развитие на протяжении всей жизни, потому что срок годности навыков сокращается из года в год. И это не про дипломы, это про образование под запрос. Если вы откажетесь от развития в своей сфере после того, как достигнете совершенства, легко можете потерять достигнутые позиции. Быть «активом» в постоянно ускоряющемся мире можно только при условии непрерывного профессионального и личного развития. Сегодня необходимо перейти от профориентации к талантоориентации, потому что стало проще находить себе применение на рынке труда, исходя из собственных талантов, чем получать очередной диплом под то, что уже никому не нужно.
Как составить план своего постоянного развития?
Во-первых, важно понять, что для долгосрочного развития важнее иметь видение, нежели просто набор целей. Именно видение развивает способность думать наперед и использовать новые возможности. Оно больше связано с движением и необходимостью меняться по ходу этого движения.
Во-вторых, предпочесть адаптивную модель развитие классической. Классическая модель линейного развития сосредоточена на том, как управлять процессами и временем, как поддерживать имеющееся состояние, как создавать устойчивые структуры и системы для личного развития. Адаптивная модель фокусируется на том, какие новые изменения необходимо предпринимать по ходу этого развития, на непрерывном движении вперед и на согласовании различных аспектов жизни и возникающих новых условий.
В-третьих, стоит помнить, что адаптивная модель постоянного развития направлена на развитие осознанности, саморегуляции, эмпатии, способности поддерживать собственный интерес к развитию и мотивацию к действию, способности вдохновлять себя самостоятельно, проявлять инициативу, сохранять оптимизм и уверенность в своих силах в неспокойные времена, способность находить силы идти вперед и принимать на себя вызов.
В-четвертых, важно менять свои привычки на протяжении всего жизненного пути. Если что-то не работает, можно попробовать что-то новое и найти новые способы. Выход из зоны комфорта заставит расти способами, которые раньше были невозможны.
В-пятых, имея серьезные намерения, широкое видение, крайне важно ставить реалистичные цели, которые обязательны к выполнению. В развитии, даже ежедневном, всегда есть пункт А и пункт Б, задача планирования — понять, как добраться в пункт Б. Установка нескольких достижимых задач делает нас более уверенными в себе.
Сохранять оптимизм и ресурсное состояние в трудные периоды своего развития может быть довольно сложно, но здоровые отношения с окружением и поддержание веры в успех являются важнейшими элементами устойчивости в развитии. Позитивное мышление не означает игнорирование проблем. Это означает понимание того, что неудачи временны, и что у нас есть все необходимые способности и возможности для решения задач, с которыми мы сталкиваемся.
На протяжении всей нашей жизни мы переживаем значительные физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Мы уже упоминали личность швейцарского ученого Жана Пиаже в главе «Расширение». Он был одним из первых, кто определил, что образ мышления детей отличается от образа мышления взрослых и заявил, что интеллект человека развивается, проходя ряд определенных этапов. На основании наблюдений он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что о нем мог подумать только гений».
Главные слова развития: «почему», «давай начнем» и «пока так…» Поясним. Верно заданный вопрос уже в самом себе содержит часть ответа, помимо того, что в современном информационном пространстве находить необходимые знания стало очень легко.
В бережливом производстве есть методика «5 почему», именно столько раз надо задать этот вопрос, чтобы добраться до первопричины проблемы. Я учусь, когда действую (применяю на практике), а не когда просто учусь. Можно ходить на учебу «учиться», но не развиваться. Горе от ума будет: все знаю, но не применяю. Поэтому, не надо ждать подходящего момента действовать, нужно начинать действовать. Ну и пожалуй самое сильное ограничение в развитии — это оценочность. Сделали, получили результат — пока так! Идем дальше, завтра будет лучше.
В 1998 году психологи Кэрол Двек и Клаудия Мюллер провели исследование, они изучали, как дети в 11-12 лет решают математические задачи. После решения первых простых примеров исследователи похвалили каждого ребенка всего одной фразой. Одних хвалили так: «Ты замечательно справился, ты очень умный». Других отметили за усидчивость и старание: «Ты замечательно справился, тебе, наверное, пришлось очень серьезно потрудиться». Затем детям дали более сложные примеры. Результаты были поразительные. Ученики, получившие похвалу за старание, проявляли значительно больше стремления искать новые подходы к решению задач. Кроме того, они были более упорны в работе. Дети, которых похвалили за их ум, больше волновались из-за возможности провала, они чаще выбирали задания, которые точно знали, как решать, и проявляли все меньше упорства, когда задания становились сложнее. В конечном счете, радостное волнение, вызванное словами «ты такой умный», сменилось повышенной тревожностью и падением самооценки, мотивации и производительности. Чтобы подорвать у малышей веру в себя, хватило одной-единственной хвалебной фразы!
Кроме этого, важно целенаправленно создавать развивающее окружение по принципу «скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты», а также использовать обратную связь, как инструмент развития:
· Что удалось сделать,
· Что можно улучшить
· Какой урок из этого можно извлечь?
Человек — разумное, чувственное, социальное, деятельное существо. Мы уже неоднократно об этом говорили. Каждая из этих характеристик не просто слово, это смысл и управляющий паттерн. Удивительно просто осознать, что наше развитие, в идеале, происходит по четырем подсистемам: Человек — Родитель — Гражданин — Профессионал. Формирование представлений о себе создает мировоззрения, а далее лишь соответствие своим представлениям в динамике.
Адаптация и развитие — постоянный процесс от рождения до смерти. Самые сложные этапы жизни приводят нас к перерождению, хотя по факту, каждый день мы рождаемся заново, перерождаясь в новую версию себя.
Задавайте себе вопрос: «Чувствую ли я, что развиваюсь или нет?». При осознанном подходе к жизни, ответ будет утвердительным, и это прекрасный маркер для корректировки жизненного курса!
Эта статья является частью книги SELFbook, главы «Развитие». Более подробная информация в конце статьи. SELFbook — это первая в мире книга, которую пишут читатели. Чтобы узнать подробнее и подключиться к проекту, присоединяйтесь к нашему сообществу.
На основе книги создана программа устойчивого развития Человека 3.0 — SELF Accelerator. Вы можете подключиться к ней по ссылке.