Отказ от ответственности. Автор, данной статьи не является ни врачом, ни вирусологом, ни эпидемиологом. Задача приведенного в статье анализа сугубо информационная, и ни в коей мере её не следует рассматривать как инструкцию к действию. Решение относительно своего здоровья, вакцинироваться или нет, каждый должен для себя принимать самостоятельно или посоветовавшись со своим лечащим врачом.
1. Введение
Уже второй год мир живёт в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2), предположительно начавшейся в китайском городе Ухань и быстро распространившейся по всем континентам и странам. Для предотвращения распространения инфекции правительства практически всех стран продолжают проводить карантинные мероприятия и локдауны, ограничивая передвижение граждан и запрещая массовые мероприятия, вводя правила социального дистанцирования и ношения медицинских масок в общественных местах. Были брошены огромные бюджетные средства на разработку разнообразных вакцин от коронавируса, первые из которых начали массово использоваться с декабря 2020 года. Следует отметить, что первые вакцины получили разрешение на использование только в условиях чрезвычайной ситуации до окончательного их одобрения государственными структурами по контролю над медицинскими препаратами. Несмотря на отсутствие окончательного одобрения, по всему миру была развернута не имеющая аналогов в истории человечества кампания массовой вакцинации. Во многих странах уже к середине 2021 года начали вводить так называемые вакцинные паспорта и мандаты, обязывая вакцинироваться определенные группы населения. Например, в США под страхом увольнения ввели обязательное вакцинирование работников здравоохранения. Вакцинация сделана обязательной для работников сферы услуг и общественного транспорта. Многие университеты также обязали вакцинироваться своих сотрудников и студентов. Начинают вести разговоры о вакцинации детей. По прошествии почти одного года с момента начала кампании массовой вакцинации, имеет смысл проанализировать предварительные результаты вакцинации и понять, насколько массовая вакцинация помогает сдерживать распространение коронавируса по планете и предотвращать смертельные исходы.
Российский врач-эпидемиолог, профессор И. Гундаров на канале Рубеж-ТВ представил свой анализ связи доли вакцинированных со смертностью от ковида в расчете на 1 млн жителей (https://lentachel.ru/news/2021/08/17/epidemiolog-gundarov-im-sleduet-prekratit-vaktsinatsiyu-ili-zhe-govorit-ya-budu-vas-ubivat.html). У него получилось, что с увеличением доли вакцинированного населения смертность от ковида выше. Гундаров оценил коэффициент корреляции между этими параметрами, который оказался равен 0.4. Напомним, что согласно официальной версии, с увеличением доли вакцинированного населения смертность от ковида должна снижаться, т.е. должна иметь место обратная связь и коэффициент корреляции должен быть отрицательным. Тем не менее Гундаров этого не обнаружил. Позднее, Е. Чернышев в статье, опубликованной на ресурсе Накануне.ру (https://www.nakanune.ru/articles/117453/?fbclid=IwAR1K-ogSZqtqFZQOf5vPnmdfTKmEIABI3jIprx-f-runrWfks3aQGu-RGVw), несколько откорректировал методику Гундарова, рассмотрев смертность и число случаев ковида не за всё время пандемии, а только с 1 января 2021 года, т.е. с того времени, когда в странах началась массовая вакцинация. Данный подход представляется более оправданным, так как смерти в 2020 году произошли до начала вакцинации и никакого отношения к ней не имеют. Результаты анализа Чернышева, тем не менее, оказались схожим с результатами профессора Гундарова - никакого снижения смертности с ростом вакцинации не наблюдается.
Задача данной статьи – несколько расширить и дополнить результаты, полученные Гундаровым и Чернышевым. Основные отличия этого анализа от предыдущих – (1) сравнение показателей подтвержденных случаев заражения ковидом и смертности от него в 2021 г. с аналогичными показателями в 2020 г. и (2) определение зависимости разности этих показателей в 2020 и 2021 гг. от доли вакцинированного населения по состоянию на 15 октября 2021 года.
2. Источник данных и методика
Анализ проводился с использованием данных по Covid-19, доступных на ресурсе Our World in Data (ourworldindata.org/coronavirus-data). В частности, использовались данные по 2020 г., когда вакцинация ещё не проводилась, и данные по неполному 2021 г. (287 дней), когда в результате массовой вакцинации по состоянию на 15 октября 2021 г. было привито как минимум одной дозой вакцины 47.44% населения мира.
Из анализа были исключены страны с неполными или отсутствующими данными, например, Афганистан. Данные по разным странам составляют независимую выборку. Всего была рассмотрена 181 страна. Для определения статистической значимости коэффициентов корреляции, рассчитывался р-уровень значимости. Если р-уровень значимости равен менее 0.05, то считается, что полученный коэффициент корреляции является статистически значимым, т.е. отражает реальную зависимость, а не является результатом случайного совпадения. На всех графиках статистически значимые коэффициенты корреляции выделены жирным шрифтом.
Для сравнения использовались следующие переменные:
1. C2020: суммарное количество подтвержденных случаев заражения на миллион жителей с 1 января по 31 декабря 2020 г.
2. C2020*: суммарное количество подтвержденных случаев заражения на миллион жителей с 1 июля по 15 октября 2020 г.
3. D2020: суммарное количество зарегистрированных смертей от коронавируса на миллион жителей с 1 января по 31 декабря 2020 г.
4. D2020*: суммарное количество зарегистрированных смертей от коронавируса на миллион жителей с 1 июля по 15 октября 2020 г.
5. C2021: суммарное количество подтвержденных случаев заражения на миллион жителей с 1 января по 15 октября 2021 г.
6. C2021*: суммарное количество подтвержденных случаев заражения на миллион жителей с 1 июля по 15 октября 2021 г.
7. D2021: суммарное количество зарегистрированных смертей от коронавируса на миллион жителей с 1 января по 15 октября 2021 г.
8. D2021*: суммарное количество зарегистрированных смертей от коронавируса на миллион жителей с 1 июля по 15 октября 2021 г.
9. V: доля населения (в процентах), прошедшая полный курс вакцинации по состоянию на 15 октября 2021 г.
10. V*: доля населения (в процентах), получившая как минимум одну дозу вакцины по состоянию на 15 октября 2021 г.
Так как пандемия коронавирусной инфекции развивается волнообразно, а сезонная динамика отчетливо не прослеживается (например, в России пиковые значения заражения наблюдались в мае и декабре 2020 г., в июле 2021 г., а рост в октябре 2021 г. ещё не достиг максимального значения), то оправданным представляется рассматривать суммарные значения С и D за 2020 и 2021 гг.. При этом следует учитывать, что до окончания 2021 г. ещё остаётся два с половиной месяца. Однако и в 2020 г. пандемия в большинстве стран набрала обороты только к апрелю, когда повсеместно стали вводить карантинные мероприятия и локдауны. Поэтому, есть основания утверждать, что, рассматривая суммарные данные по 2020 г. и незавершенному 2021 г. (C и D), динамика пандемии попадает в примерно одинаковые временные промежутки (9-10 месяцев). С другой стороны, поскольку вакцинация в большинстве стран набрала обороты только к лету 2021 г., то в данной работе отдельно рассмотрен временной интервал с 1 июля по 15 октября (C* и D*). Предполагается, что к этому времени действие вакцин уже должно было повлиять на общую статистику.
Как правило, в официальную статистику не попадают заболевшие или умершие после получений первой дозы вакцины или в течение двух первых недель после получения второй дозы вакцины. Все эти люди считаются не полностью вакцинированными. Данный подход является очевидной манипуляцией, направленной на сокрытие побочных эффектов вакцинации и искажающей реальную картину эффективности вакцин в противодействии коронавирусной инфекции. Поэтому, в приведенном ниже анализе, рассмотрены будут как полностью вакцинированные (V), так и все, кто получил хотя бы одну дозу вакцины (V*).
3. Результаты
Согласно официальной версии, вакцинация от ковида является безопасной и эффективной. Первоначально сообщалось, что вакцинация эффективна для предотвращения заболевания. В последнее время, в связи с тем, что скрывать случаи заболевания среди вакцинированных становится всё труднее, официальная пропаганда по всему миру гласит, что прививки эффективно снижают вероятность тяжёлых заболеваний и, соответственно, смертей. Исходя из этих предположений, следует ожидать, что с началом вакцинации в 2021 г. количество заразившихся и умерших от коронавируса должно быть меньше, чем в 2020 г., когда вакцинация ещё не проводилась. Разберемся так ли это.
Рассмотрим сначала зависимость количества случаев заболеваний коронавирусом в 2021 году (С2021) от доли вакцинированного населения. Диаграмма рассеивания чёрных точек на Рис. 1а явно показывает, что при увеличении доли вакцинированного населения наблюдается тенденция (чёрная прямая на Рис. 1а) не к снижению, а к увеличению количества инфицированных. Коэффициент корреляции между V и С2021 статистически значим и равен 0.54, что говорит о не случайности наблюдаемой связи. Что касается количества зарегистрированных смертельных случаев в 2021 г. (D), то и здесь также наблюдается тенденция (чёрная прямая на Рис. 1b) к увеличению количества смертей с ростом доли вакцинированного населения (смотрите чёрные точки на Рис. 1b). В последнем случае коэффициент корреляции несколько ниже (0.27), но тем не менее всё ещё остаётся статистически значимым. Все полученные коэффициенты корреляции между рассматриваемыми в данной статье переменными (перечисленными в разделе 2) резюмированы в Таблице 1. В целом, эти результаты хорошо согласуются с результатами, полученными Чернышевым.
Теперь посчитаем разницу между количеством заразившихся и умерших в 2021 и в 2020 гг.: dС = С2021 – C2020 и dD = D2021 – D2020, и построим зависимость этой разницы от доли вакцинированного населения. Получается, что тенденция на увеличение количества заболевших с увеличением доли вакцинированного населения сохраняется (чёрная линия на Рис. 1с). Связь между этими параметрами более слабая чем связь между количеством заболевших в 2021 г. и долей вакцинированных (сравните Рис. 1с и 1а), но тем не менее она остаётся статистически значимой с коэффициентом корреляции 0.34. Что касается разности между количеством смертельных случаев в 2021 г. и в 2020 г., то здесь статистически значимая связь с долей вакцинированного населения пропадает (Рис. 1d). Коэффициент корреляции между этими параметрами около нуля. А это означает, что в глобальном масштабе вакцинация не привела к снижению смертности от ковида. К сожалению, мы не имеем возможности узнать какая доля инфицированных и умерших была вакцинирована, а какая нет, так как эти данные по большинству стран в свободном доступе отсутствуют. Тем не менее, если предположить, что вакцины эффективны, мы должны всё равно наблюдать обратную зависимость dС и dD от V или С2021 и D2021 от V, чего в реальности не происходит.
Как можно заметить на Рис. 1, плотное облако точек на всех графиках расположено близко к нулевым значениям V и C2021. Эти точки представляют, в основном, африканские и другие страны третьего мира, где доля вакцинированного населения всё ещё очень низка. Логично предположить, что системы государственного контроля за распространением инфекции в этих странах далеки от совершенства и многие случаи заболевания там не регистрируются. Для учёта этого весьма вероятного фактора, зависимости были также построены только для стран, где доля вакцинированного населения больше или равна 20% (синие и красные кружки на Рис. 1). Получается, что для данной ограниченной выборки стран не наблюдается статистически значимой зависимости количества заболевших с долей вакцинированного населения (синие прямые на Рис. 1а и с). Коэффициенты корреляции между С2021 и V и С2021-С2020 и V равны соответственно 0.15 и 0.06. Что же касается количества смертельных случаев, то для ограниченной выборки стран с V>20% наблюдается статистически значимое уменьшение количества смертей с увеличением доли вакцинированных (красные прямые на Рис. 1b и d). Коэффициенты корреляция между D2021 и V и D2021-D2020 и V равны соответственно -0.23 и -0.36.
Теперь перейдем к рассмотрению зависимостей, полученных для временных интервалов с 1 июля по 15 октября в 2020 и в 2021 гг. (Рис. 2). Как видно, принципиальных отличий от зависимостей, полученных за весь 2020 г. и за неполный 2021 г. не наблюдается. Единственное отличие – это отсутствие статистически значимого увеличения смертности D2021 с увеличением V (Рис. 2b). Если вместо полностью вакцинированных, рассматривать всех, кто получил хотя бы одну дозу вакцины, то значительного изменения в полученных зависимостях также не наблюдается (см. Таблицу 1). Следует отметить, что как на Рис. 1, так и на Рис.2 большая часть точек находится выше уровней dC=0 и dD=0, что указывает на то, что в большинстве стран количество заболеваний и смертельных исходов в 2021 г. увеличилось по сравнению с 2020 г..
Давайте теперь посмотрим на изменения количества случаев коронавирусной инфекции и количества летальных исходов по континентам и частям света. На Рис. 3 показаны (а) доля вакцинированных по состоянию на 15 октября 2021 г., (б) dC и (в) dD в Африке, Азии, Австралии, Европе, отдельно в странах Европейского Союза, в Северной Америке, в Южной Америке и в Океании. Как видно, кроме Африки, уровень вакцинации во остальных частях света приблизительно одинаков – в среднем около 60%. Вместе с этим повсеместно наблюдается увеличение количества случаев заражения на миллион жителей. Абсолютным чемпионом здесь выступает Южная Америка. Второе и третье места соответственно занимают Европа и Северная Америка. Что касается летальных исходов, то небольшое уменьшение количества умерших в 2021 г. по сравнению с 2020 г. наблюдается только в Австралии. Если в 2020 г. в Австралии было зарегистрировано 35 смертей на один миллион населения от ковида, то в 2021 г. это значение составило 23 случая на один миллион человек. Как и в случае с количеством инфицированных, на первом месте по количеству смертей находится Южная Америка, а Европа и Северная Америка занимают второе и третье места, соответственно.
Представляется интересным рассмотреть динамику эпидемии в нескольких странах. Например, в США в 2020 г. было зарегистрировано 60536 случаев заражения коронавирусом и 1057 летальных исходов на один миллион жителей. Американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (The Food and Drug Administration, FDA) впервые предоставило разрешение на экстренное использование вакцины Pfizer–BioNTech 10 декабря 2020 г., что стало отправной точкой для начала массовой вакцинации, стартовавшей 14 декабря 2020 г.. Вакцины Модерна и Джонсон и Джонсон были одобрены для экстренного использования соответсвенно 17 декабря 2020 г. и 27 февраля 2021 г.. К концу марта 2021 г. как минимум одну дозу вакцины получило чуть более четверти населения США. А на 15 октября 2021 г. этот показатель составил 66.3%. Несмотря на достаточно быстрые темпы вакцинации, с 1 января по 15 октября 2021 г. было зарегистрировано 73936 случаев заражения ковидом на миллион жителей, что на 20% больше количества зараженных в 2020 г.. Количество смертельных случаев (1110 на миллион жителей), к сожалению, также увеличилось, хотя и не так сильно.
Можно заметить, что тестирование на коронавирус в США поставлено на широкую ногу. Бесплатный тест может сделать каждый желающий, с симптомами заболевания или без. В 2020 году в США было проведено 774 теста на одну тысячу жителей, а с 1 января по 15 октября 2021 г. было проведено 1018 тестов на тысячу жителей, т.е. примерно на 30% больше (источник этих данных: Our World in Data; ourworldindata.org/coronavirus-data). В связи с этим можно предположить, что с увеличением тестирования увеличилось количество ложноположительных результатов, а также количество бессимптомных «больных», что и явилось причиной увеличения на 20% количества случаев заражения в 2021 г. по сравнению с 2020 г.. В данной связи, интересно рассмотреть ситуацию в маленькой Эстонии, где, в отличие от США, бесплатные тесты делают только по направлению врача при наличии симптомов. Соответственно здесь, вероятность подтасовки и включения в список больных тех, у кого симптомы отсутствуют, достаточна мала. Население Эстонии составляет 1.3 миллиона человек, поэтому здесь относительные показатели на миллион жителей близки к абсолютным показателям. По состоянию на 15 октября 2021 г. 55.4% населения Эстония прошли полную вакцинацию. Итак, в 2020 г. в Эстонии было зарегистрировано 21121 случаев инфицирования и 172 летальных исхода на миллион жителей, а в неполном 2021 году эти показатели соответственно выросли до 106320 и 890, т.е. выросли в пять раз! Количество же проведённых тестов в Эстонии выросло только в 2 раза: с 483 на тысячу жителей в 2020 г. до 1034 на тысячу жителей в 2021 г.. Объяснить резкий рост заболеваемости ковидом в Эстонии в 2021 г. увеличением тестирования не получается.
Рассмотрим ситуацию в Российской Федерации (РФ), которая первая заявила о создании вакцины от коронавируса (Sputnik-V). Массовая вакцинация в РФ началась в декабре 2020 г.. На 15 октября 2021 г. вакцинировано около трети населения страны. В 2020 г. в РФ было зарегистрировано 21433 случая заражения коронавирусом и 385 летальных исходов на один миллион жителей. В 2021 г. количество случаев заражения увеличилось на 50% и составило 31841, а количество смертельных исходов увеличилось почти в три раза (1097 на миллион жителей). Количество же тестов в РФ составило 624 на тысячу жителей в 2020 г. и 741 на тысячу жителей в 2021 г., т.е. увеличилось только на 20%. Как и в Эстонии, небольшое увеличение количества тестов в 2021 г. не может объяснить увеличение количества инфицированных. Тем более оно никак не связано с кратным увеличением смертности от ковида.
4. Выводы
В данной статье был проведён анализ данных по Covid-19, находящихся в свободном доступе. Рассмотрена разница между количеством случаев заболевания и смертельных исходов в 181 стране в 2021 и в 2020 годах, т.е. после и до начала массовой вакцинации. Логично было бы предположить, что вакцинировав около 50% населения земного шара, следовало бы ожидать приблизительно двукратного снижения заболеваемости ковидом. Напротив, в статье показано, что несмотря на вакцинацию, в 2021 году наблюдается увеличение как случаев заболеваемости ковидом, так и количества смертельных исходов по сравнению с 2020 годом. Более того, существует статистически значимая зависимость увеличения количества заболеваний в 2021 году от доли вакцинированного населения по состоянию на 15 октября 2021 года: чем больше доля вакцинированных, тем больше подтвержденных случаев заболевания по сравнению с 2020 годом. Также, с ростом доли вакцинированного населения не наблюдается никакого снижения смертности от ковида. Наоборот, в глобальном масштабе в 2021 году по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение смертности. Однако, если из анализа исключить страны, где провакцинировано менее 20% населения, а это в основном страны третьего мира, то статистически значимое снижение смертности от ковида с увеличением доли вакцинированных имеет место быть. Насколько такая манипуляция с данными оправдана – судите сами. В целом же, можно сделать следующий вывод: массовая вакцинация пока не оправдывает ожиданий, которые на неё изначально возлагались, так как она не привела к снижению количества инфицированных. Более того, весьма вероятно, что вакцинация является катализатором наблюдаемого увеличения случаев заболеваемости ковидом.