Советник по энергетической безопасности госдепартамента США Амос Хохштейн заявил, что Россия должна объясниться, почему она до сих пор не увеличила поставки газа в Евросоюз сверх контрактных обязательств после возникновения там дефицита природного газа.
«Прятаться за условиями контрактов, когда ваши партнеры переживают энергетический кризис, вызывающий экономический кризис, по-моему, не заслуживает одобрения», — сказал Хохштейн.
Но сказанного ему показалось мало и он начал угрожать тем, что если Россия не согласится на увеличение поставок, то ее нельзя считать «надежным партнером».
Вот это да! Оказывается, что по мнению советника, Россия является газовым кошельком Европы, из которого по «щучьему веления, по американскому хотению» должен появляться газ. Удивляет только одно: почему он не сказал, что газ должен поставляться бесплатно?
А если говорить серьезно, то Путин длительное время стремился сформировать у России репутацию «надежного партнера», который выполняет взятые на себя обязательства. Сейчас советник госдепа фактически расширяет понятие надежности, говоря, что надежность — это когда ты готов подставить партнеру свое плечо в сложной для него ситуации.
Сами США никогда не были «надежным партнером» ни в каком смысле. Поэтому воспринимать высказывание советника можно только как «разводку».
Во время колонизации Америки, будущие американцы «развели» индейцев, согласившихся обменять территорию нынешнего Манхеттена на обычные бусы. Сейчас советник хочет «развести» Россию на газ для Европы в обмен на символические «бусы». Но почему он верен, что такая «разводка» проканает?
Дело в том, что с времен Ельцина у российских лидеров есть репутация недальновидных людей, которых американцы и европейцы постоянно «разводили» на те или иные уступки в обмен на красивые слова.
И в этом случае им очень нужно, чтобы мы были «надежными партнерами» и выполняли даже несправедливые договоренности. По-настоящему важные геополитические вопросы с нами не будут обсуждать, пока мы не избавимся от этой репутации.
Поэтому, коммерческая составляющая газовых поставок — это одно и за них платится деньгами. А спасение Евросоюза от экономического и социального кризиса — это совсем другое и нужно выставлять за это совсем иную цену.
Какой может быть цена? На первый взгляд можно было бы потребовать снятия всех санкций. Но санкции установлены на пустом месте, они являются чистейшим воды вымогательством. Сегодня санкции снимут, а завтра придумают новые.
Думаю, было бы более правильным требовать признания изначальной неправомочности выдвинутых санкций и помимо снятия требовать экономическую сатисфакцию. Форма сатисфакции может быть различной:
1) в виде компенсации ущерба, нанесенного санкциями;
2) полный отказ от любых совместных военных учений на Украине и признание Крыма, а также права русского народа на воссоединение.
Что вы думаете по вопросу о форме возможной сатисфакции?