Карл Шпицвег малоизвестен за пределами Германии, но при этом для самих немцев он является одним из самых узнаваемых художников. По данным социологических опросов, его картина «Бедный поэт» является второй по популярности среди немцев. Сразу после «Моны Лизы».
Шпицвег считается крупнейшим представителем бидермайера, отдельного художественного течения в немецкой и австрийской живописи первой половины 19 века, характерной чертой которого является идеализация бюргерской и крестьянской жизни. Влияние этого течения прослеживается в творчестве художников и других стран. Так некоторые исследователи называют Венецианова образцом «русского бидермайера». К 20 веку термином «бидермайер» в Германии стали называть просто «старые добрые времена».
Но Шпицвег был не совсем классическим представителем этого течения, так как во все свои, казалось бы, совершенно пасторальный картины, он добавляет элемент иронии и социальной критики устоев того времени, что прямо противоречит идее бидермайера, сама суть которого в чем-то схожа популярной сейчас концепции «внутренней эмиграции»: художник должен был показать прелесть мелкобуржуазной жизни, чуждой политики и всего того, что находится за границей квартиры или приусадебного участка.
На картине «Любовное письмо» Шпицвег изобразил идеалистический момент из жизни маленького немецкого города: юная девушка сидит в саду за столом и читает книгу своей пожилой матери или гувернантке, которая сидит напротив, умиротворенно сложив руки и закрыв глаза. Но в действительности основное действие разыгрывается не между ними, а между девушкой и почтальоном с письмом, голова которого появляется из-за забора и для которого девушка прижимает палец к губам с немой просьбой не выдавать ее.
«Любовное письмо» находилось в коллекции Национальной галереи Берлина вместе с уже упомянутым другим шедевром Шпицвега, «Бедным поэтом». В 1976 году «Бедного поэта» выкрал известный перформансист Улай (по некоторым данным, вместе с Марией Абрамович), но только для того, чтобы повесить картину на один день в квартире турецких гастарбайтеров, после чего вернул ее и сдался полиции. Воры, пришедшие 4 сентября 1989 года в дворец Шарлоттенбург (Берлин), где временно выставлялись и «Бедный поэт», и «Любовное письмо», были тоже своего рода концептуалистами, но картины так и не вернули.
Грабители проникли в музей под видом простых посетителей, причем один из них сидел в инвалидной коляске. Оказавшись перед картинами Шпицвега, прикованной к коляске обрел способность ходить и вместе со своим подельником, не обращая никакого внимания на обалдевшую публику, сорвали обе картины со стены, оттолкнули попытавшегося им было помешать смотрителя, и скрылись, смешавшись с другими посетителями, прежде чем на звук сработавшей сигнализации прибежали охранники. Обе картины, как и почти все остальные работы Шпицвега, были небольшого размера (примерно 30 на 20 сантиметров), и их ничего не стоило спрятать под одеждой. Кстати, возможно, именно небольшой размер картин служит одной из причин того, что Шпицвег является одним из самых воруемых немецких художников.
Преступников и картины так и не нашли. Ни скудные описания грабителей (среднего роста, один со светлыми, а другой с темные волосами, около 25–30 лет), ни обещанная награда в 50 тысяч немецких марок не помогли с поисками. На месте преступления осталась только пустая инвалидная коляска, на спинке которой словно ради издевки было написано «Null Problemo». Null Problemo украсть, но большая проблема найти.
Утрата «Бедного поэта» была, конечно, трагедией, но еще не концом света, так как Шпицвег создал три почти идентичные версии этой картины, одна из которых (она же самая известная) по-прежнему хранится в Мюнхенской Новой пинакотеке. А вот «Любовное письмо», к сожалению, было только в одном экземпляре.
Под конец жизни Шпицвег перешел к более идеалистичным картинам, которые, пожалуй, более соответствовали бы понятию давно вышедшего тогда уже из моды бидермайера. Одной из таких картин является маленькое полотно «В домашнем саду», где тоже сидит девушка в саду и читает книгу. Но только ее пожилая мать (или гувернантка) давным-давно умерла, и никто уже не несет для нее любовное письмо.
#исскуство #19 век #германия #шпицвег #бидермайер