Школьный парламент — довольно распространенная практика, которая когда-то существовала и в школе, где сегодня работаю я. Однако, когда мы начали реформы в школе, одним из первых решений стало закрытие парламента. Почему?
В теории смысл школьного парламента состоит, во-первых, в том, чтобы приучать школьников к демократическим процедурам, где дети участвуют в выборах либо как кандидаты в парламент, либо как участники голосования; во-вторых, он выполняет представительскую функцию, то есть доносит до директора те проблемы и ту точку зрения, которую он, работая с учителями, может упустить из виду; наконец, школьный парламент должен быть механизмом реализации школьных проектов и если ты, например, избран в спортивный комитет, тебе легче устроить турнир школьников по футболу.
Но это теория. Что же оказывается на практике?
На практике большинство школ не готовы делегировать детям принятие серьезных решений, например, выбор образовательной программы или участие в найме учителей (а нужно сказать, что в этом нет ничего невероятного и, например, в знаменитой американской школе Sudbury Valley старшеклассники вовлечены в круг принятия этих решений).
Это приводит к тому, что полномочия парламента становятся исключительно номинальными и дети, в лучшем случае, могут влиять на то, какие блюда будут чаще готовить в столовой. Это, в свою очередь, приводит к тому, что и избирательные кампании приобретают скорее условный характер.
Дети просто неспособны пообещать высокое разнообразие решений и полагаются только на свою харизму и красноречие. На выходе мы получаем составленный исключительно из школьных харизматиков, а главное полностью имитационный парламент, который, быть может, и подготавливает детей для жизни во многих странах нашей климатической зоны, но точно не соответствует заявленной цели.
Какие могут быть решения у этих проблем?
Во-первых, со многими можно отлично справиться и без парламента. Например, функция представительства решается элементарным «раскрытием» и десакрализацией школьной администрации. Скажем, в нашей школе управляющая команда ежедневно обедает в школьной столовой за одними столами с детьми, где последние много и с охотой рассказывают о школьных проблемах со своей точки зрения. Такие традиции просто избавляют школу от необходимости в представительстве.
Во-вторых, если парламент все же необходим, то выборы в него можно организовать совершенно иначе. Интересную идею для этого предложили…в Боливии! Здесь, сразу несколько школ перешли на систему, где члены парламента определялись с помощью добровольной лотереи: несколько участников случайно выбирали из списка желающих.
По словам организаторов это не только решило проблему имитационного характера избирательных кампаний, но и привело к более сбалансированным институциям. Отныне, участвовать в управлении школой могли не только самые красноречивые и популярные школьники, но и более тихие дети, чьи идеи в противном случае просто бы утонули в голосах нескольких харизматиков.
Здесь можно спросить: нет ли лукавства в таком механизме? Ведь в настоящих выборах тоже часто побеждает тот, кто наиболее красноречив? Нет, справедливо говорят его создатели.
Задача школы — развивать гражданские и лидерские качества у всех детей, а не только у тех, у кого они изначально имеются.
Так же как и математике мы учим всех детей, а не только математически одаренных.
Если вам интересны истории, факты и мои размышления на тему школы и образования — подписывайтесь на канал!