Найти в Дзене
Иван Боганцев

Как должно быть устроено школьное самоуправление?

Школьный парламент — довольно распространенная практика, которая когда-то существовала и в школе, где сегодня работаю я. Однако, когда мы начали реформы в школе, одним из первых решений стало закрытие парламента. Почему?

В теории смысл школьного парламента состоит, во-первых, в том, чтобы приучать школьников к демократическим процедурам, где дети участвуют в выборах либо как кандидаты в парламент, либо как участники голосования; во-вторых, он выполняет представительскую функцию, то есть доносит до директора те проблемы и ту точку зрения, которую он, работая с учителями, может упустить из виду; наконец, школьный парламент должен быть механизмом реализации школьных проектов и если ты, например, избран в спортивный комитет, тебе легче устроить турнир школьников по футболу.

-2

Но это теория. Что же оказывается на практике?

На практике большинство школ не готовы делегировать детям принятие серьезных решений, например, выбор образовательной программы или участие в найме учителей (а нужно сказать, что в этом нет ничего невероятного и, например, в знаменитой американской школе Sudbury Valley старшеклассники вовлечены в круг принятия этих решений).

Это приводит к тому, что полномочия парламента становятся исключительно номинальными и дети, в лучшем случае, могут влиять на то, какие блюда будут чаще готовить в столовой. Это, в свою очередь, приводит к тому, что и избирательные кампании приобретают скорее условный характер.

Дети просто неспособны пообещать высокое разнообразие решений и полагаются только на свою харизму и красноречие. На выходе мы получаем составленный исключительно из школьных харизматиков, а главное полностью имитационный парламент, который, быть может, и подготавливает детей для жизни во многих странах нашей климатической зоны, но точно не соответствует заявленной цели.

-3

Какие могут быть решения у этих проблем?

Во-первых, со многими можно отлично справиться и без парламента. Например, функция представительства решается элементарным «раскрытием» и десакрализацией школьной администрации. Скажем, в нашей школе управляющая команда ежедневно обедает в школьной столовой за одними столами с детьми, где последние много и с охотой рассказывают о школьных проблемах со своей точки зрения. Такие традиции просто избавляют школу от необходимости в представительстве.

Во-вторых, если парламент все же необходим, то выборы в него можно организовать совершенно иначе. Интересную идею для этого предложили…в Боливии! Здесь, сразу несколько школ перешли на систему, где члены парламента определялись с помощью добровольной лотереи: несколько участников случайно выбирали из списка желающих.

-4

По словам организаторов это не только решило проблему имитационного характера избирательных кампаний, но и привело к более сбалансированным институциям. Отныне, участвовать в управлении школой могли не только самые красноречивые и популярные школьники, но и более тихие дети, чьи идеи в противном случае просто бы утонули в голосах нескольких харизматиков.

Здесь можно спросить: нет ли лукавства в таком механизме? Ведь в настоящих выборах тоже часто побеждает тот, кто наиболее красноречив? Нет, справедливо говорят его создатели.

Задача школы — развивать гражданские и лидерские качества у всех детей, а не только у тех, у кого они изначально имеются.

Так же как и математике мы учим всех детей, а не только математически одаренных.

Если вам интересны истории, факты и мои размышления на тему школы и образования — подписывайтесь на канал!