Найти тему
Почему хулиганов не нужно выгонять из школы. История моего одноклассника, который из-за школы чуть не потерял своё призвание
Недавно я встретил одноклассника, которого не видел уже более двадцати лет. Не видел потому, что его выгнали из школы, когда мы вместе учились в седьмом или восьмом классе. Я хорошо запомнил его, потому что в школе у него была довольно необычная привычка: зимой он любил прыгать из окна второго или третьего этажа школы в сугробы. Администрация школы находила эту привычку крайне опасной, делала выговоры, запирала окна, вызывала родителей. Однако, он всегда находил возможность для практики, иногда провоцируя других мальчиков и всегда — вызывая уважение девочек-старшеклассниц...
6029 читали · 3 года назад
Как реагировать на стрельбу в школе и можно ли её предотвратить?
После каждого случая скулшуттинга (то есть случая, когда огнестрельное оружие применяется в стенах школы) официальные лица предлагает более менее стандартный набор ответных действий: усилить охрану школ, мониторинг соцсетей, поднять возрастную границу владения оружием и пр. Ясно, что многие из этих предложений продиктованы искренним страхом за детей, но не влияет ли этот страх на объективную оценку рисков и, соответственно, на необходимые ответные меры? Исследователи считают, что искажение рисков в таких ситуациях — очень распространенное явление...
600 читали · 3 года назад
Как должно быть устроено школьное самоуправление?
Школьный парламент — довольно распространенная практика, которая когда-то существовала и в школе, где сегодня работаю я. Однако, когда мы начали реформы в школе, одним из первых решений стало закрытие парламента. Почему? В теории смысл школьного парламента состоит, во-первых, в том, чтобы приучать школьников к демократическим процедурам, где дети участвуют в выборах либо как кандидаты в парламент, либо как участники голосования; во-вторых, он выполняет представительскую функцию, то есть доносит...
887 читали · 3 года назад
Что такое тест PISA, как он работает на практике и почему российские школы в нём далеко не на первом месте?
Мы часто слышим, что школьная система той или иной страны является сильной или слабой. В действительности, сравнение целых образовательных систем — достаточно новое явление. Еще в конце XX-го века у педагогов и исследователей просто не было инструментов, чтобы сравнить достижения школьников из России, США и Южной Кореи, которые по многим предметам изучают в своей массе просто совершенно разную программу (здесь надо оставить за скобками олимпиадное движение, для участия к которому каждая страна специально...
2105 читали · 3 года назад
Должна ли школа развивать в детях желание учиться и как это сделать?
Как директора школы меня часто спрашивают: «Как вы развиваете у детей мотивацию к обучению?». Этот вопрос все время ставит меня в тупик, потому что я не знаю ни одного способа заставить ребенка полюбить то, что он не любит. Однако, частота, с которой я слышу этот вопрос, требует объяснения. По всей видимости, оно состоит в том, что мы не всегда отличаем внешнюю и внутреннюю мотивация. Первая создается с помощью продуманных внешних импульсов, где похвала или хорошие оценки подталкивают ребенка к повторению действия, а разные формы наказания — к тому чтобы это действие не повторялось...
510 читали · 3 года назад
Может ли школа существовать без вертикального управления?
В 2014-м году французский бизнес-консультант Фредерик Лалу опубликовал исследование, где классифицировал организации сообразно с их формой управления. Каждая форма получила свой цвет и эволюционную нишу. Так, например, самой примитивной оказалась «красная» парадигма, которая отличается жестким лидерством, управлением сверху вниз и строгим разделением труда (условно, банда!); далее следует коричневая, характерная для таких организаций как церковь или армия, где персональное лидерство уступает место...
372 читали · 3 года назад
Не бойтесь переводить детей на онлайн-обучение! Я выяснял, даже дисциплина не пострадает
Если бы кто-то сказал мне два года назад, что часть детей нашей средней школы вскоре будет осваивать школьную программу исключительно онлайн, я бы принял этого человека за сумасшедшего. Но пандемия заставила все школы перейти хотя бы временно на дистанционное обучение, и результат во многих случаях превзошел самые смелые ожидания. С одной стороны, некоторым детям действительно оказалось удобнее и проще учиться онлайн, а с другой — опыт работе в дистанте подтолкнула многих учителей переосмыслить свои педагогические подходы и технологии...
337 читали · 3 года назад
Может ли учитель сниматься в фильмах для взрослых? Аргументы за и против
В 2021 году на Берлинском фестивале победил фильм румынского режиссера Раду Жуде, ханжески переведенный на русский язык как «Безумное кино для взрослых». Фабула фильма строится вокруг попадания видео с домашним фильмом, снятого школьной учительницей и ее мужем, в интернет. Фильм получился умным, смешным и в чем-то грустным, однако нас интересует не столько его художественные качества, сколько общечеловеческие вопросы, которые он поднимает: а что вообще должен или не должен делать учитель, когда он находится вне стен школы? В нашей стране этот вопрос стоит как нельзя остро...
9151 читали · 3 года назад
Советское образование принято считать сильным, но это неправда. Мнение современного учителя
В России распространено представление о том, что советское школьное образование было самым сильным в мире. Насколько это представление соответствует действительности, а насколько оно искажено ностальгией по советскому прошлому? Чтобы ответить на этот вопрос надо для начала определить, что мы принимаем за силу национальной образовательной системы. Предположу, что она, в конечном итоге, сводится к двум основным составляющим: с одной стороны, к равенству доступа к образованию у каждого гражданина страны,...
11,3 тыс читали · 3 года назад
Нужны ли школе отметки?
Зачем нужны отметки в школе? Как правило, выделяют три основных причины. Во-первых, хорошие отметки должны подталкивать к повторению результата, а плохие, наоборот, демотивировать; во-вторых, отметки должны давать обратную связь ребенку, показывая ему, что получается, а что нет; наконец, отметки часто преподносятся как часть воспитательного нарратива: если ребенок что-то не сделал, например, домашнюю работу, то должно последовать наказание — плохая отметка. В противном случае, это будет несправедливо по отношению к тому, кто ее сделал...
690 читали · 3 года назад
Нужны ли в школе звонки?
Отмена звонков было одним из первых решений, которое я принял, когда стал директором школы. Это было одним из самых простых и, как мне казалось, очевидных решений, и в то же время оно вызвало крайне острую реакцию. Первое время, я ежедневно получал письма и петиции от родителей с требованием вернуть звонки. Они были уверены, что дети не готовы самостоятельно приходить на уроки, что опоздания станут повсеместной практикой, а успеваемость упадет. Я исправно отвечал на все письма, но решения не менял...
569 читали · 3 года назад
Должно ли быть трудно в школе?
Одно из самых распространенных утверждений, которое слышит ребенок в ответ на жалобу, что ему скучно/трудно в школе, звучит так: «привыкай, в жизни не всегда будет интересно/легко!». Считается, что одна из задач школы — это приучить ребенка к труду, преодолению и сопутствующим им эмоциям, таким как скука. Среди прочего, этим аргументом часто оправдывают необъяснимо большой объем домашней работы: если ребенок ничего и не выучит, то хотя бы воспитает характер! В результате такого изящного хода бессмысленность...
581 читали · 3 года назад