«Скамейка» продолжает серию авторских путеводителей по районам, которые редко попадают в поле зрения туристов и гуляющих горожан. Окрестности станции метро «Выборгская» ещё одно «слепое пятно» в туристических путеводителях. Мрачное обаяние здешних мест притягивает не только романтиков и фотографов. Здесь каждый найдёт для себя уголок по душе.
Оранжерея в метро
Самая станция метро «Выборгская» примечательна собственным зимним садом. Оранжерею можно буквально назвать народной: она появилась сразу после открытия станции в 1975 году усилиями сотрудников метрополитена и жителей города. Сегодня здесь уже пятьдесят три крупных растения и более сотни небольших горшечных цветов. По словам заведующей хозяйством оранжереи Людмилы Черкасовой, на станции очень удачные условия для растений: витражи по периметру пропускают достаточно света, да и температура подходящая.
На время капремонта станции часть растений сотрудники метрополитена забрали домой. Остальное взяли на временное хранение коллеги с других станций. По окончании реконструкции на станцию вернулась только половина растений, но неравнодушные петербуржцы быстро пополнили коллекцию новыми образцами.
Памятник первостроителям Петербурга
Сампсониевский сад
В начале XVIII века на месте нынешнего Сампсониевского сада находились два кладбища: православное и иноверческое. На последнем были похоронены первые архитекторы-строители Санкт-Петербурга: Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, скульптор К.Б. Растрелли и другие. Кладбища давно нет, а вот память первых архитекторов решили увековечить: в 1995 году здесь открыли памятник им по проекту архитектора В. Бухаева и скульптора М. Шемякина.
К сожалению, в первоначальном виде памятник простоял недолго: осталась только пятиметровая гранитная арка, а все бронзовые барельефы с нее выломали и похитили. Пропали также бронзовые стул и стол с чертежами и циркулем: по всей видимости, все это сдали в пункт приема цветных металлов. Реставрировать памятник не спешат, хотя архитектор В. Бухаев еще в прошлом году предоставил администрации района все необходимые документы. Проблема в том, что для выделения денег на реконструкцию, нужно сначала поставить памятник на баланс города, что за все эти годы так и не было сделано. Поэтому сейчас за памятник фактически никто не отвечает.
Сампсониевский собор
Большой Сампсониевский пр., 41
Один из немногих петербургских соборов первой половины XVIII века, сохранившийся до наших дней в почти неизменном виде. Первая, еще деревянная, церковь была построена на этом месте в 1709 году в честь победы в Полтавской битве. Нынешний, каменный, собор начали строить в 1728 году, но закончили в 1740, уже при императрице Анне Иоанновне. Архитектор доподлинно неизвестен: одни историки полагают, что стройкой руководил лично знаменитый зодчий Доменико Трезини, другие приписывают авторство его дальнему родственнику Пьетро Антонио Трезини. Последний в те годы тоже много строил в Петербурге. Сегодня Сампсониевский собор работает и как храм, и как музей.
Жилой городок завода «Людвиг Нобель»
Лесной пр., 20/Большой Сампсониевский пр., 27
150 лет назад Выборгская сторона была преимущественно промзоной: здесь располагалось огромное количество заводов и фабрик. Одно из самых известных производств, механический завод «Людвиг Нобель», принадлежало промышленнику и изобретателю Людвигу Нобелю, старшему брату основателя Нобелевской премии. Завод производил вооружение, станки и дизели и приносил династии Нобелей такой доход, что их называли «русскими Рокфеллерами».
Жилой городок для рабочих и служащих завода был построен в непосредственной близости от производства. Основной этап строительства совпал с пиком популярности стиля модерн, что отразилось и на архитектуре, и на внешней отделке комплекса. На рабочих Нобели не экономили. Возведение жилья для них поручили известнейшим архитекторам того времени: сначала Виктору Шретеру, потом Роману Мельцеру, а на финальном этапе и вовсе Федору Лидвалю, главному классику петербургского модерна.
Городок состоял из тринадцати малоэтажных жилых корпусов и нескольких административных зданий, в том числе школы. Между домами — большие зеленые дворы (редкая роскошь для дореволюционной петербургской жилищной застройки). Квартиры здесь могли получить, правда, не все рабочие — только самые квалифицированные и ценные для завода.
Особняк и заводоуправление «Людвиг Нобель»
Пироговская наб., 19
Сами Нобели тоже жили в непосредственной близости от своего завода. Еще в 1874 году архитектор Карл Андерсон выстроил для них особняк, который одновременно служил конторой завода. Двухэтажное каменное здание с яркими красными деталями построено по образу итальянских палаццо эпохи Возрождения.
Особняк повидал многих известных гостей: от основателя Нобелевской премии Альфреда Нобеля до знаменитой шведской писательницы, нобелевской лауреатки Сельмы Лагерлёф. А во время февральской революции 1917 года в здании скрывался Карл Густав Маннергейм.
Семейство Нобелей после революции и национализации завода покинуло Россию, но особняк остался: здесь располагались заводоуправление и клуб с библиотекой. К сожалению, здание, в котором до сих пор частично сохранились исторические интерьеры, уже много лет заброшено и неуклонно разрушается.
Выборгская фабрика-кухня
Большой Сампсониевский пр., 45
Фабрики-кухни — феномен конца 1920-х — начала 1930-х годов. Чтобы избавить женщин от «кухонного рабства» (а фактически освободить их для работы на промышленных предприятиях), в Ленинграде активно строились фабрики, производившие горячее питание и полуфабрикаты в промышленных масштабах. Фабрики-кухни снабжали готовыми обедами рабочих заводов и фабрик; кроме того, при них традиционно работали столовые и магазины полуфабрикатов. Рецепты блюд и технологии производства для фабрик-кухонь разрабатывали ученые в институтах питания, а само производство для ускорения процесса было полностью механизировано.
Выборгская фабрика-кухня — яркий образец конструктивистской архитектуры: тут и асимметричность, и игра геометрических форм, прямоугольных и круглых объемов, и ленточные окна, и стеклянные витражи. Построенная в 1929 году по проекту архитекторов А. Барутчева И. Гильтера, И. Меерзона, и Я. Рубанчика (они же строили и остальные ленинградские фабрики-кухни, но решение в каждом случае было индивидуальным), в 1931 году фабрика-кухня поставляла на окрестные предприятия уже 36 000 обедов в день. Сегодня, правда, здание занято офисами и магазинами.
Бабуринский жилмассив
Ул. Смолячкова, 14/Лесной пр., 34-36
А вот типичный представитель жилой архитектуры конструктивизма: один из первых образцов советского типового жилищного строительства. Построенный в 1927-1930 гг. по проекту Г. А. Симонова, Т. Д. Каценеленбоген и В. А. Жуковской, Бабуринский жилмассив состоял из восьми отдельных корпусов в общей сложности на 300 квартир, а также включал ясли, почту и автоматическую прачечную. Как и было принято в эпоху конструктивизма, здания предельно лаконичны и практически лишены декора — но интересная геометрия фасадов придает корпусам выразительности.
Здание Выборгской подстанции
Лесной пр., 28А
Электрический трамвай появился в Петербурге в 1907 году. Первый маршрут длился всего около 7 минут — от Адмиралтейского проспекта через Благовещенский мост на 8-ю линию Васильевского острова. Но уже скоро трамвайные маршруты опутали город, и для обеспечения их работы пришлось строить сооружения нового типа — в том числе подстанции.
Выборгская понижающая (трансформаторная) подстанция появилась в 1913 году. Гражданский инженер А. Ламагин спроектировал лаконичное, но эффектное здание в стиле модерн. Подстанция продолжала работать даже в годы блокады Ленинграда. В конце 1941 года ленинградский трамвай прекратил движение из-за нехватки мощностей, но уже весной 1942 года движение было частично восстановлено. Сейчас о тех днях напоминает мемориальная доска с таким текстом: «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая».
Судьба подстанции оказалась более счастливой, чем у многих дореволюционных промышленных зданий: три года назад ее признали объектом культурного наследия регионального значения. Сейчас в здании по-прежнему располагается подстанция, а также административные помещения и мастерские.
Памятник капле воды
Крапивный пер., 2
Этот необычный памятник неподалеку от Гренадерского моста установили сравнительно недавно — в честь окончания строительства Главного коллектора городской канализации. Скульптура представляет собой увеличенную во много раз и отлитую в металле каплю воды. Место выбрано не случайно: именно здесь находится производственная площадка узла регулирования стоков главного коллектора.
Материал на нашем сайте: Не только промзона: гид по окрестностям метро «Выборгская»
Автор: Светлана Ворошилова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка
#выборгская #петербург #архитектура петербурга