Найти тему
Валерий Грачиков

Не получилось из Аракчеева старого князя Болконского

Все-таки не может сапоги тачать пирожник. И любитель фрунта, гонявший до седьмого пота солдат на гатчинском плацу, не обязательно станет героем в сложную годину. Тот же Аракчеев при всех его заслугах как администратора, был совсем не героем. Мягко говоря.

Да, он занимался материальной частью артиллерии. Да, кто-то должен заниматься нудной, но нужной канцелярской работой. Но все-таки бывают такие ситуации, когда даже «канцелярской крысе» настает время стать героем. Аракчеев – не смог. Причем на старости лет, когда терять в общем-то было нечего. В общем, не старик Болконский.

Вот я это к чему.

Как вы, наверное, помните, в третьем томе «Войны и мира», когда грянула «Гроза Двенадцатого года», старый князь Болконский, как глава ополчения занялся сбором этих самых ополченцев. И когда дело дошло до приближавшихся французов, он на полном серьезе собирался дать им бой, отослав предварительно княжну Марью подальше. Но не смог. Удар хватил.

Аракчеев не готовился встречать французов, времена Наполеоновских войн давно миновали. Но в июле 1831 года в Новгородской губернии взбунтовались военные поселения. И бунтовщики на полном серьезе собрались поквитаться со своим бывшим любимым начальником, который жил в своем имении Грузино, там же, в Новгородской губернии.

-2

У Аракчеева в его имении всегда был «полный порядок» и крестьяне ходили по струнке. Казалось бы, организуй то же самое ополчение, выставь караулы. Вместо этого он сначала впал в полную прострацию. А когда сосед заехал к нему и сказал, что в сторону Грузина движется большое облако пыли, видимо скачут по его душу, Аракчеев срочно потребовал запрягать лошадей и, как можно быстрее уехал сначала в Тихвин, а потом в Новгород.

Сбежал одним словом, опасаясь встречи с бывшими подчиненными, о которых он столько лет так старательно заботился. В общем-то, это наглядный показатель того, чего на самом деле стоили все эти военные поселения. А то сейчас отдельные персонажи, пишущие панегирики деятельности Алексея Андреевича, их чуть ли не прототипом коммун и коммунистического общества пытаются называть.

Ну а самое смешное, что никакие бунтовщики в Грузино так и не добрались и не собрались. А вся эта пыль столбом, от которой так смело сбежал пожилой Аракчеев, была поднята священниками, возвращавшимися с праздника.

Вот и получается, что Аракчеев, конечно, не старый князь Болконский. Даже близко с ним не сидел. Хоть, конечно, Болконский и выдуманный, литературный персонаж.

-------------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.