Найти в Дзене

Залечь на дно в Остенде в 1918 году: по традиции с третьей попытки!

Приветствую вас друзья! Как и было обещано, продолжаем наш военно-драматический сериал под названием "Залечь на дно в...". Итак, эпизод второй!

Наш старый знакомый "Виндиктив" после рейда на Зеебрюгге. ХудожникThomas George Thurgood
Наш старый знакомый "Виндиктив" после рейда на Зеебрюгге. ХудожникThomas George Thurgood

Как мы помним, в ночь на 23 апреля англичане планировали заблокировать выход не только из Зеебрюгге, но и из другого бельгийского порта - Остенде.

В 22 час. 30 мин., когда началось развертывание соединения в боевой порядок, брандеры "Бриллиант" и "Сириус", отделившись от главных сил, легли курсом на Остенде. В пути их сопровождали два эсминца. План был прост до неприличия. Поскольку вход в здешнюю гавань не прикрывался молом с установленной на нем артиллерией, то высадка десанта и другие отвлекающие маневры не предусматривались. Предстоял простой прорыв брандеров ко входу в гавань. Ну если не считать, что берег был нашпигован немецкими береговыми батареями разных калибров, тогда простой...

В 23 часа 05 мин. торпедные катера начали ставить дымовую завесу мористее светящегося буя у банки Строом. Ещё через пять минут по батареям немцев, расположенным в районе Остенде, открыли огонь мониторы. Вскоре к ним присоединилась сухопутная артиллерия, занимавшая позиции у Дюнкерка. Немецкие тяжелые батареи "Пройссен", "Тирпиц" и "Дойчланд" ("Якобинессен") стали отвечать, ориентируясь на все ещё различимые вспышки выстрелов и данные звукометрических станций. До часа ночи продолжалась артиллерийская дуэль, не нанесшая, впрочем, ущерба ни одной из сторон.

План гавани Остенде.Как можно увидеть вход в гавань представлял собой узкий фарватер между двумя дамбами.Его то и намеревались закупорить англичане.
План гавани Остенде.Как можно увидеть вход в гавань представлял собой узкий фарватер между двумя дамбами.Его то и намеревались закупорить англичане.

Тем временем брандеры, вошедшие в полосу дыма, в назначенный момент не смогли увидеть буй. Командиры кораблей учитывали возможность ошибки счисления и продержались на том же курсе еще две минуты, после чего увидели буй слева. Изменив курс, они оставили буй по правому борту и в полночь легли на курс, который, как они считали, должен был их привести ко входу в гавань Остенде. В 0 час. 15 м. оба брандера вышли из завесы и попали под жестокий огонь германских батарей. Первым понял ошибку командир "Бриллианта", но было уже поздно. Он увидел прямо по носу буруны прибоя и врезался в грунт, не успев застопорить машины. Только не у входа в гавань, а в пяти сотнях метров восточнее. Через несколько минут в корму "Бриллианта" ударил форштевнем "Сириус". Он не смог отвернуть, поскольку был серьезно поврежден огнем немцев и на нем вышел из строя рулевой привод. Попытки снять корабли с мели оказались безуспешны и в половине первого ночи они были подорваны, а экипажи эвакуировались на сторожевых катерах.

Сидящие на мели у Остенде крейсеры "Бриллиант" и "Сириус", апрель 1918 года
Сидящие на мели у Остенде крейсеры "Бриллиант" и "Сириус", апрель 1918 года

Причину неудачи англичане увидели только на следующий день. Немцы обнаружили буй, по которому должны были ориентироваться английские суда и попросту переставили его на 1,2 мили восточнее "сбив наводку" британцам. Последние же не удосужились проверить местоположение ориентира непосредственно перед операцией.

Следующую попытку рейда к Остенде адмирал Кийз попытался предпринять уже 27 апреля. Он хотел воспользоваться моментом, когда пик прилива приходится на темное время. Однако, как и со второй попыткой рейда на Зеебрюгге, помешала внезапно испортившаяся погода. Операцию пришлось снова отложить.

Наскоро отремонтированный после зеебрюгского рейда "Виндиктив". Видны заплатки на дымовых трубах.
Наскоро отремонтированный после зеебрюгского рейда "Виндиктив". Видны заплатки на дымовых трубах.

Дело осложнялось тем, что ночи становились все короче. Надо было торопиться. Ближайшим удобным днем было 9 мая 1918 года, когда пик прилива в Остенде приходился в 23 часа 47 мин. Были выбраны два брандера: старый крейсер "Сапфо", однотипный с предыдущими самотопами, и наш старый знакомый "Виндиктив". Последний наскоро подлатали после боя в Зеебрюгге - ну так, чтоб дотянул до точки назначения, не более. Действия брандеров должны были обеспечить внушительные силы включавшие 18 эсминцев (из них 3 французских), 2 миноносцев, 5 больших и 3 малых мониторов, 30 сторожевых катеров, 10 торпедных катеров. Всего в операции было задействовано 70 кораблей.

На этот раз англичане учли "косяк" с буем и более продуманно подошли к вопросу навигационного обеспечения. Для этого выделили три торпедных катера. Два из них должны были в сумерках подойти к банке Строом и там дождаться когда их сменит третий, а за тем пойти и поставить светящийся буек между входными дамбами Остенде. После этого катера должны были найти остовы брандеров "Бриллиант" и "Сириус" и обозначить их место сжиганием красных фальшфейеров. Ещё один торпедный катер должен был сопровождать брандеры и в назначенный момент выпустить осветительную ракету для освещения входа в гавань. По два катера должны были выпустить торпеды по дамбам у входа в гавань.

Британский монитор "Принс Юджин", один из участников операции. На переднем плане мы видим кормовую башню с установленным 457-мм орудием. В носовой части была установлена ещё и двухорудийная башня с пушками калибром 305-мм
Британский монитор "Принс Юджин", один из участников операции. На переднем плане мы видим кормовую башню с установленным 457-мм орудием. В носовой части была установлена ещё и двухорудийная башня с пушками калибром 305-мм

9 мая во второй половине дня ветер задул с севера. Как только стемнело, в Дюнкерке и Дувре назначенные в операцию корабли начали сниматься с якорей. В этот же момент от службы наблюдения пришли известия, что немцы в районе Остенде сняли все буи. то же самое подтвердила и воздушная разведка. Дальше новая проблема - едва вышли в море, произошла авария котлов на "Сапфо", после чего его ход упал до шести узлов. Чтобы не терять время и не отменять в очередной раз операцию, решили обойтись одним "Виндиктивом".

Немцы не имели точной информации о времени возможного рейда. Но одного урока им вполне хватило. После атаки на Зеебрюгге они продолжали держать свою береговую оборону в повышенной боеготовности. Были усилены батареи ближнего боя, перед Остенде и Зеебрюгге дежурили дозоры в составе двух миноносцев каждый.

Укрытое маскировочной сетью 280-мм орудие береговой батареи "Тирпиц" у Остенде.
Укрытое маскировочной сетью 280-мм орудие береговой батареи "Тирпиц" у Остенде.

В 0 час.45 мин. британские мониторы с дистанции 14-18 км начали обстрел целей на берегу. К ним присоединились несколько тяжелых батарей сухопутной артиллерии. Затем с моря надвинулись облака дымовых завес, выставленных торпедными катерами. Они окутывали берег в продолжение всей операции. Отыскивая остовы "Бриллианта" и "Сириуса", торпедный катер СМВ-22 встретил и атаковал немецкий миноносец, который, обстреляв катер, отвернул на восток и скрылся в темноте. В 1 час 45 мин, катера СМВ-24 и СМВ-30 выпустили торпеды по дамбам у входа в гавань. Сами англичане, в последствии, к стрельбе торпедами по дамбам отнеслись довольно критически, посчитав, что взрывы не смогли нанести существенный ущерб сооружениям, но зато привлекли повышенное внимание германских артиллеристов.

-7

Дымовые завесы ставились двумя группами катеров к норд-осту и зюйд-весту от входа в гавань, так чтобы остались "ворота" для прохода "Виндиктива". Но северо-западную завесу ветром снесло прямо на брандер. Тринадцать минут он шел в ней вслепую, а затем, его командир сделал несколько галсов курсами SW—NO, пытаясь отыскать вход. Один из сопровождавших "Виндиктив" торпедных катеров увидев восточную дамбу выпустил по ней торпеду.

Наконец, в 2 часа 25 мин. командир "Виндиктива" кэптен Годсэл приказал катеру СМВ-23 выпустить осветительную ракету. В её свете он увидел вход в гавань в 200 метрах слева и повернул на него. Тут же корабль попал под сосредоточенный огонь нескольких батарей. Многочисленные попадания превратили в руины все надстройки. Командир был убит, штурман контужен, руль остался в положении "лево на борт". Вступивший в командование лейтенант Крэчли не успел ничего сделать. Изрешеченный снарядами корабль приткнулся носом к песчаной отмели у восточной дамбы. Он попытался, управляя машинами, забросить корму поперек фарватера, но безуспешно. Тогда Крэчли вызвал команду на верхнюю палубу и подорвал заряд у днища. "Виндиктив" лег под острым углом к оси канала, оставив свободной две трети его ширины. Сторожевые катера ML-254 и ML-276 подошли в брандеру и под сильным неприятельским огнем сняли оставшихся в живых. При этом сами сторожевики получили несколько попаданий и потеряли несколько человек убитыми. В 3 часа 15 минут только один полузатопленный ML-254 переполненный умирающими и раненными моряками добрался до эсминца "Уорвик". На эсминце организовали прием людей с катера, который затянулся до рассвета, благо туман надежно укрыл его от немцев. Дав ход, он вскоре наскочил кормой на мину. Подошедший к нему эсминец "Уайравинд" взял поврежденного собрата на буксир, а "Велокс" принял всех раненых. Второй катер с другой частью спасенной команды брандера смог добраться до своих кораблей только к половине шестого утра.

Туман продолжал способствовать благополучному отходу. В 7 час. был дан сигнал о сборе всех миноносцев к "Уорвику". В 7 час. 45 мин. они присоединились к флагману.

"А по утру они проснулись - лежит подбитый "Виндиктив". Немцы осматривают разбитый бывший крейсер. Как можно увидеть, корабль перегородил собой только часть фарватера
"А по утру они проснулись - лежит подбитый "Виндиктив". Немцы осматривают разбитый бывший крейсер. Как можно увидеть, корабль перегородил собой только часть фарватера

Потери англичан в операции составили 16 убитых (из них 4 офицера) и 31 раненого (из них 5 офицеров). Три человека, оставшихся на "Виндиктиве", попали к немцам в плен. Плюс поврежденный эсминец. Германская сторона потеряла 3 убитыми и 8 ранеными.

Успех операции был практически немедленно доведен до общественности посредством прессы. Хотя о каком успехе могла идти речь? По сути операция провалилась. Да технически все участники рейда сработали по плану. Да "Виндиктив" сумел прорваться и затонул у входа в гавань. Но помешать он мог разве что проходу линкора, которые немцы сюда проводить и не собирались. Подлодки же и эсминцы проходили фарватер совершенно беспрепятственно. В Зеебрюгге немцам потребовалось приложить хоть какие-то усилия для очистки фарватера. Возможно если бы "Сапфо" не вышел из игры раньше времени, если бы он смог прорваться к назначенному месту вместе с "Виндиктивом", тогда бы... Впрочем, это уже совсем другая, альтернативная, история!

В память о героизме и мужестве участников операции на берегу в Остенде был установлен мемориал в виде фрагмента носовой части крейсера "Виндиктив".
В память о героизме и мужестве участников операции на берегу в Остенде был установлен мемориал в виде фрагмента носовой части крейсера "Виндиктив".

Источники: П. Трайнин "Зеебрюгская операция", А. Больных "Схватка гигантов", Stephen Prince "The Blocking of Zeebrugge: Operation Z-O 1918"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. Делитесь нашими публикациями в соцсетях - это поможет развитию канала! И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Вас может заинтересовать:

Операция "O-Z" 22-23 апреля 1918 года: залечь на дно в Зеебрюгге