Приветствую вас друзья! Как и было обещано, продолжаем наш военно-драматический сериал под названием "Залечь на дно в...". Итак, эпизод второй!
Как мы помним, в ночь на 23 апреля англичане планировали заблокировать выход не только из Зеебрюгге, но и из другого бельгийского порта - Остенде.
В 22 час. 30 мин., когда началось развертывание соединения в боевой порядок, брандеры "Бриллиант" и "Сириус", отделившись от главных сил, легли курсом на Остенде. В пути их сопровождали два эсминца. План был прост до неприличия. Поскольку вход в здешнюю гавань не прикрывался молом с установленной на нем артиллерией, то высадка десанта и другие отвлекающие маневры не предусматривались. Предстоял простой прорыв брандеров ко входу в гавань. Ну если не считать, что берег был нашпигован немецкими береговыми батареями разных калибров, тогда простой...
В 23 часа 05 мин. торпедные катера начали ставить дымовую завесу мористее светящегося буя у банки Строом. Ещё через пять минут по батареям немцев, расположенным в районе Остенде, открыли огонь мониторы. Вскоре к ним присоединилась сухопутная артиллерия, занимавшая позиции у Дюнкерка. Немецкие тяжелые батареи "Пройссен", "Тирпиц" и "Дойчланд" ("Якобинессен") стали отвечать, ориентируясь на все ещё различимые вспышки выстрелов и данные звукометрических станций. До часа ночи продолжалась артиллерийская дуэль, не нанесшая, впрочем, ущерба ни одной из сторон.
Тем временем брандеры, вошедшие в полосу дыма, в назначенный момент не смогли увидеть буй. Командиры кораблей учитывали возможность ошибки счисления и продержались на том же курсе еще две минуты, после чего увидели буй слева. Изменив курс, они оставили буй по правому борту и в полночь легли на курс, который, как они считали, должен был их привести ко входу в гавань Остенде. В 0 час. 15 м. оба брандера вышли из завесы и попали под жестокий огонь германских батарей. Первым понял ошибку командир "Бриллианта", но было уже поздно. Он увидел прямо по носу буруны прибоя и врезался в грунт, не успев застопорить машины. Только не у входа в гавань, а в пяти сотнях метров восточнее. Через несколько минут в корму "Бриллианта" ударил форштевнем "Сириус". Он не смог отвернуть, поскольку был серьезно поврежден огнем немцев и на нем вышел из строя рулевой привод. Попытки снять корабли с мели оказались безуспешны и в половине первого ночи они были подорваны, а экипажи эвакуировались на сторожевых катерах.
Причину неудачи англичане увидели только на следующий день. Немцы обнаружили буй, по которому должны были ориентироваться английские суда и попросту переставили его на 1,2 мили восточнее "сбив наводку" британцам. Последние же не удосужились проверить местоположение ориентира непосредственно перед операцией.
Следующую попытку рейда к Остенде адмирал Кийз попытался предпринять уже 27 апреля. Он хотел воспользоваться моментом, когда пик прилива приходится на темное время. Однако, как и со второй попыткой рейда на Зеебрюгге, помешала внезапно испортившаяся погода. Операцию пришлось снова отложить.
Дело осложнялось тем, что ночи становились все короче. Надо было торопиться. Ближайшим удобным днем было 9 мая 1918 года, когда пик прилива в Остенде приходился в 23 часа 47 мин. Были выбраны два брандера: старый крейсер "Сапфо", однотипный с предыдущими самотопами, и наш старый знакомый "Виндиктив". Последний наскоро подлатали после боя в Зеебрюгге - ну так, чтоб дотянул до точки назначения, не более. Действия брандеров должны были обеспечить внушительные силы включавшие 18 эсминцев (из них 3 французских), 2 миноносцев, 5 больших и 3 малых мониторов, 30 сторожевых катеров, 10 торпедных катеров. Всего в операции было задействовано 70 кораблей.
На этот раз англичане учли "косяк" с буем и более продуманно подошли к вопросу навигационного обеспечения. Для этого выделили три торпедных катера. Два из них должны были в сумерках подойти к банке Строом и там дождаться когда их сменит третий, а за тем пойти и поставить светящийся буек между входными дамбами Остенде. После этого катера должны были найти остовы брандеров "Бриллиант" и "Сириус" и обозначить их место сжиганием красных фальшфейеров. Ещё один торпедный катер должен был сопровождать брандеры и в назначенный момент выпустить осветительную ракету для освещения входа в гавань. По два катера должны были выпустить торпеды по дамбам у входа в гавань.
9 мая во второй половине дня ветер задул с севера. Как только стемнело, в Дюнкерке и Дувре назначенные в операцию корабли начали сниматься с якорей. В этот же момент от службы наблюдения пришли известия, что немцы в районе Остенде сняли все буи. то же самое подтвердила и воздушная разведка. Дальше новая проблема - едва вышли в море, произошла авария котлов на "Сапфо", после чего его ход упал до шести узлов. Чтобы не терять время и не отменять в очередной раз операцию, решили обойтись одним "Виндиктивом".
Немцы не имели точной информации о времени возможного рейда. Но одного урока им вполне хватило. После атаки на Зеебрюгге они продолжали держать свою береговую оборону в повышенной боеготовности. Были усилены батареи ближнего боя, перед Остенде и Зеебрюгге дежурили дозоры в составе двух миноносцев каждый.
В 0 час.45 мин. британские мониторы с дистанции 14-18 км начали обстрел целей на берегу. К ним присоединились несколько тяжелых батарей сухопутной артиллерии. Затем с моря надвинулись облака дымовых завес, выставленных торпедными катерами. Они окутывали берег в продолжение всей операции. Отыскивая остовы "Бриллианта" и "Сириуса", торпедный катер СМВ-22 встретил и атаковал немецкий миноносец, который, обстреляв катер, отвернул на восток и скрылся в темноте. В 1 час 45 мин, катера СМВ-24 и СМВ-30 выпустили торпеды по дамбам у входа в гавань. Сами англичане, в последствии, к стрельбе торпедами по дамбам отнеслись довольно критически, посчитав, что взрывы не смогли нанести существенный ущерб сооружениям, но зато привлекли повышенное внимание германских артиллеристов.
Дымовые завесы ставились двумя группами катеров к норд-осту и зюйд-весту от входа в гавань, так чтобы остались "ворота" для прохода "Виндиктива". Но северо-западную завесу ветром снесло прямо на брандер. Тринадцать минут он шел в ней вслепую, а затем, его командир сделал несколько галсов курсами SW—NO, пытаясь отыскать вход. Один из сопровождавших "Виндиктив" торпедных катеров увидев восточную дамбу выпустил по ней торпеду.
Наконец, в 2 часа 25 мин. командир "Виндиктива" кэптен Годсэл приказал катеру СМВ-23 выпустить осветительную ракету. В её свете он увидел вход в гавань в 200 метрах слева и повернул на него. Тут же корабль попал под сосредоточенный огонь нескольких батарей. Многочисленные попадания превратили в руины все надстройки. Командир был убит, штурман контужен, руль остался в положении "лево на борт". Вступивший в командование лейтенант Крэчли не успел ничего сделать. Изрешеченный снарядами корабль приткнулся носом к песчаной отмели у восточной дамбы. Он попытался, управляя машинами, забросить корму поперек фарватера, но безуспешно. Тогда Крэчли вызвал команду на верхнюю палубу и подорвал заряд у днища. "Виндиктив" лег под острым углом к оси канала, оставив свободной две трети его ширины. Сторожевые катера ML-254 и ML-276 подошли в брандеру и под сильным неприятельским огнем сняли оставшихся в живых. При этом сами сторожевики получили несколько попаданий и потеряли несколько человек убитыми. В 3 часа 15 минут только один полузатопленный ML-254 переполненный умирающими и раненными моряками добрался до эсминца "Уорвик". На эсминце организовали прием людей с катера, который затянулся до рассвета, благо туман надежно укрыл его от немцев. Дав ход, он вскоре наскочил кормой на мину. Подошедший к нему эсминец "Уайравинд" взял поврежденного собрата на буксир, а "Велокс" принял всех раненых. Второй катер с другой частью спасенной команды брандера смог добраться до своих кораблей только к половине шестого утра.
Туман продолжал способствовать благополучному отходу. В 7 час. был дан сигнал о сборе всех миноносцев к "Уорвику". В 7 час. 45 мин. они присоединились к флагману.
Потери англичан в операции составили 16 убитых (из них 4 офицера) и 31 раненого (из них 5 офицеров). Три человека, оставшихся на "Виндиктиве", попали к немцам в плен. Плюс поврежденный эсминец. Германская сторона потеряла 3 убитыми и 8 ранеными.
Успех операции был практически немедленно доведен до общественности посредством прессы. Хотя о каком успехе могла идти речь? По сути операция провалилась. Да технически все участники рейда сработали по плану. Да "Виндиктив" сумел прорваться и затонул у входа в гавань. Но помешать он мог разве что проходу линкора, которые немцы сюда проводить и не собирались. Подлодки же и эсминцы проходили фарватер совершенно беспрепятственно. В Зеебрюгге немцам потребовалось приложить хоть какие-то усилия для очистки фарватера. Возможно если бы "Сапфо" не вышел из игры раньше времени, если бы он смог прорваться к назначенному месту вместе с "Виндиктивом", тогда бы... Впрочем, это уже совсем другая, альтернативная, история!
Источники: П. Трайнин "Зеебрюгская операция", А. Больных "Схватка гигантов", Stephen Prince "The Blocking of Zeebrugge: Operation Z-O 1918"
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. Делитесь нашими публикациями в соцсетях - это поможет развитию канала! И до новых встреч на "Историческом броневичке"
Вас может заинтересовать:
Операция "O-Z" 22-23 апреля 1918 года: залечь на дно в Зеебрюгге