За ним постоянно следили, держали под караулом, а когда он попытался сбежать — посадили на цепь, приковав к стене…
Недавно я побывала в месте, о котором давно думала – в академии им. Штиглица. Попасть туда можно с экскурсией, за 90 минут вы узнаете об академии всё и немного больше – экскурсоводы здесь почти все искусствоведы. Эта мекка декоративно-прикладного искусства и дизайна построена в 1876 г. по приказу Александра II и на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем.
Оно готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. Первым директором с 1879 по 1896 год был архитектор М. Е. Месмахер, который не только спроектировал здание музея, он сам придумал интерьеры. Все залы созданы в подражании – в стиле определённой исторической эпохи. Месмахер нарисовал и фрески, и раскладку кафельных полов, и фонари перед главным зданием, и банкетки для посетителей.
Если внимательно смотреть на узоры фресок, можно найти много символизма, например, на нижнем фото, в листьях, найдите птичку. Это щегол – символ относит нас к барону Штиглицу (штиглиц в переводе с немецкого означает щегол).
После октября 1917 года училище несколько раз преобразовывалось, в 1918 г. было названо Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году учебное заведение с музеем (который основал архитектор М. Е. Месмахер в 1895 году) и библиотекой вошло в Петроградский Художественный Техничейчкий институт.
В Великую отечественную войну в главное здание попала бомба. Она снесла стеклянный купол и упала в районе вестибюля. Но не взорвалась. Повезло...
После войны, до 1959 г. здание музея восстанавливают и обезличивают, закрашивая все фрески. Реставрировать их начинают лишь в 1981 г. Ведь искусство Александровской эпохи 80х годов 19 в. считалось в то время в Советском Союзе упадническим – не имеющим ни культурной, ни исторической, ни художественной ценности. Это искусство тогда считали мещанством, буржуазной роскошью…
Не буду пересказывать всю экскурсию, но поделюсь одной историей, которая мне запомнилась – о гениальном человеке, основателе русского фарфора, о его трагичной судьбе.
Родился Дмитрий Виноградов в Суздале в семье священника в 1720 г. Учился он в Славяно-греко-латинской академии. За успехи в 1735 г. Дмитрий был переведен в Санкт-Петербург в числе 12 лучших учеников и в числе трёх отличников (вместе с ним - Ломоносов и Густав Райзер) был отправлен на продолжение обучения за границу, в Марбург. В ноябре 1744, после возвращения на Родину, его зачислили на Порцелиновую мануфактуру (впоследствии Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), основанную Елизаветой Петровной в этом же 1744 г.
Дмитрий подходил к делу экспериментально: ставил опыты, записывал результаты, постоянно экспериментировал. Помимо этого, сам сконструировал печи для обжига. И в конце 1746 г. ему удалось получить удовлетворительный фарфор. Каждый следующий шаг, подробно записанный особым шрифтом в дневнике, приносил результаты лучше прежнего! В итоге, фарфор Виноградова не уступал мейсенскому (немецкому). Сначала производились мелкие предметы для интерьера (табакерки, пасхальные яйца), а с постройкой большого горна, началось производство крупных предметов, самым значимым из которых считается сервиз «Собственный» – для императорского стола. Порцелиновая мануфактура процветала, производство фарфора набирало обороты.
Однако тогда это не принесло Дмитрию Виноградову признания и статуса, хотя бы немного сравнимого с высоким положением иностранных мастеров в России, или с положением и привилегиями Ломоносова.
Производство фарфора было секретным, он порой стоил дороже золота и приносил казне немалый доход. Из-за этого за Виноградовым постоянно следили, держали под караулом, а когда он попытался сбежать — посадили на цепь, приковав к стене. Несмотря на то, что он в то время руководил растущим и расширяющимся производством фарфора. Так, на цепи он и написал свой тринадцатилетний труд «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» — первый теоретический труд в области керамики в Европе.
Виноградов и умер на цепи, от неизвестной болезни в 1758 году в возрасте 38 лет. До нашего времени в музеях Санкт-Петербурга сохранилось всего девять изделий самого Виноградова (W), поэтому все они сейчас представляют огромную ценность.
Эта лишь одна из множества историй, услышанных мной на экскурсии по академии им. Штиглица. Информацию об экскурсиях в академию ищите на официальном сайте .
Не забывайте ставить лайки на мои статьи, чтобы регулярно видеть их у себя в ленте! Подписывайтесь на канал, будем путешествовать и изучать жизнь вместе!
#санкт-петербург #россия #путешествия #академия штиглица #фарфор