Найти в Дзене
РБК Тренды

Как нами манипулируют через статистику

Оглавление

В максимально информационный XXI век мы постоянно взаимодействуем с цифрами. Квартальные отчеты, платежи за ЖКХ, цены на продукты — ежедневно наш мозг обрабатывает огромное количество чисел. Из-за этого он может уставать и не замечать очевидную подмену фактов. Именно здесь возникает феномен, который Марк Твен описал так: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Разбираемся, почему статистикой очень легко манипулировать и как этим злоупотребляют

Фото: Luke Chesser / Unsplash
Фото: Luke Chesser / Unsplash

Раньше всех

Данные обладают огромной силой. В 2002 году сеть американских супермаркетов Target наняла статистика Эндрю Пола, чтобы повысить продажи. Через карты лояльности и ряд других способов он проанализировал, что обычно приобретают беременные женщины: конкретные витамины, лосьоны, ватные диски и т.д. Затем Target начал отправлять скидочные купоны на товары для новорожденных тем клиентам, кто закупался по таким паттернам. Произошел даже курьезный случай, когда мужчина пришел в Target и наорал на менеджеров за то, что супермаркет присылает его дочери-старшекласснице скидки на коляски. Он ругался и возмущался: неужели ваша программа подталкивает ее к беременности? Однако на следующий день незадачливый отец позвонил в магазин и извинился. Оказалось, что его дочь уже была беременна, просто боялась ему об этом говорить. Алгоритм раскрыл тайну девушки раньше, чем родной отец.

Все стоматологи мира

Эта история демонстрирует, к каким масштабным выводам можно приходить через анализ больших данных. При этом именно наличие большого количества информации открывает простор манипуляциям любого рода. В 2007 году в Великобритании бренд зубной пасты запустил рекламную кампанию: 80% стоматологов рекомендуют Colgate. Однако вскоре она была запрещена как не совсем корректная. Дело в том, что в исследовании дантисты могли выбрать несколько зубных паст. Поэтому голоса пяти стоматологов распределялись приблизительно так:

1-й: Colgate, Sensodyne и Crest

2-й: Colgate, Oral-B и Sensodyne

3-й: Lacalut, Sensodyne и Paradontax

4-й: Colgate, Paradontax и Sensodyne

5-й: Sensodyne, Colgate и Lacalut

Разумеется, это не конкретные ответы, а предположение, как они могли выглядеть. Соответственно, 80% действительно рекомендуют Colgate, однако по этой же логике 100% стоматологов рекомендуют Sensodyne.

Фото: Carlos Muza / Unsplash
Фото: Carlos Muza / Unsplash

Словацкое образование

Другой пример. Представьте, что в 2019 году в Словакии 5% жителей не смогли закончить школу. А в 2020 году это количество составило уже 10%. Теперь вопрос: показатель увеличился на 5% или на 100%? Ведь если вы зарабатываете 5 рублей в минуту и вдруг получили надбавку в 100%, то ваша зарплата теперь — 10 рублей в минуту. Соответственно, можно с легкостью манипулировать данными и заявить: за 2020 год в Словакии количество не закончивших школу увеличилось на 100%!

Манипуляции с контрацепцией

В 1995 году в Великобритании Комитет по безопасной медицине выпустил предупреждение: новый вид оральных контрацептивов повышает шанс образования опасных для жизни тромбов на 100%! На самом деле от старых таблеток примерно у одной из 7 тыс. женщин формировались тромбы. Для новых этот показатель составлял двоих из 7 тыс. Если смотреть буквально, то все верно: физическое количество женщин увеличилось на 100%. Фактически же риск старых таблеток составлял около 0,014%, а новых — 0,028%. Но результаты такой подачи оказались плачевными: уже в 1996-м массовый отказ от таблеток привел к 13 тыс. нежелательных беременностей.

Мельницы и мороженое

Другой вид манипуляции — путаница между корреляцией и причинно-следственной связью. Иногда логика очевидна: быстрое движение мельниц коррелирует с быстрым ветром. Однако это не значит, что мельницы вызывают ветер. Точно так же в Средневековье люди видели, что у больных часто нет вшей. Соответственно, они предполагали, что наличие вшей способствует здоровью. На самом же деле паразиты убегали от человека, когда у него повышалась температура.

Похожая ошибка называется «заблуждение третьей причины» — два коррелирующих события вызываются не друг другом, а чем-то третьим. Например, одновременно может повышаться количество инсультов и продажи мороженого. Однако эти явления не взаимосвязаны, но и то, и другое вызывает жара.

Фото: Clay Banks / Unsplash
Фото: Clay Banks / Unsplash

Не поддавайтесь на манипуляции

Из-за возможности по-разному интерпретировать одинаковые показатели люди могут намеренно или случайно манипулировать статистикой. Чтобы не попадаться на эту удочку, стоит всегда смотреть первоисточники с наборами данных.

Статья была частично основана на видео математика под ником Zach Star. В конце я хотел бы поделиться тремя комментариями к ролику, которые хорошо иллюстрируют, как можно манипулировать статистикой:

«Мы проинтервьюировали 1 тыс. человек, игравших в «русскую рулетку». 100% из них выжило».

«Я помню, как наш преподаватель алгебры рассказал, что, согласно статистике, люди с длинными ногами лучше разбираются в высшей математике. Все факты были верны, только при расчетах учитывались дети и новорожденные».

«30% автомобильных аварий происходят из-за пьяных водителей. В остальных 70% случаях человек за рулем трезв. Вывод: пьяным водить безопаснее».

Автор: Семен Башкиров

Читайте также:

Мозг вас обманывает! Узнайте, как его перехитрить

ФБР поймало 800 преступников, обманом заманив их в фальшивый мессенджер

Как тратить меньше и избегать импульсивных трат? Обманите свой мозг

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!