Найти тему
Время Романовых

Помпейская столовая Зимнего дворца.

Постепенно узнаем все больше об истории залов Зимнего дворца. Сегодня на очереди у нас Помпейская столовая. И раз уж мы понимаем, что каждая из комнат бывшей царской резиденции помнит огромное количество ценных для культуры, общества и истории событий, то столовая, как мне кажется, больше прочих слышала интимные разговоры, семейные тайны и просто бытовые истории. Поведает ли она их своим современным посетителям?

Помпейская или, как её ещё называли, Малая столовая была комнатой с одним из самых ярких и необычных интерьеров во всем Зимнем дворце. В её убранстве отразилась мода на увлечение наследием античных Помпей. Собственно, отсюда и название. Именно культура этого места стала источником вдохновения для архитектора Александра Брюллова, который руководил новой отделкой залов после пожара 1837 года.

Сам Брюллов даже принимал участие в раскопках Помпей и в этой поездке тщательно изучил памятники античности. Своё восхищение от увиденного он воплотил в отделке Малой столовой, куда, по словам литератора Александра Башуцкого, «перенёс помпейское искусство во всей его очаровательности». 

Помпейская столовая находилась в северо-западной части Зимнего дворца, на половине императрицы Александры Фёдоровны — супруги Николая I. К столовой вела светлая галерея, оформленная по проекту архитектора Стасова также в помпейском стиле. Во дворце было три столовых, и место обеда царской семьи изо дня в день могло меняться, но Помпейскую всегда выделяли особо. Императорская чета любила проводить время здесь из-за необычного яркого и изящного интерьера, выдержанного в стилистике декора древнеримских вилл. Поэтому эта столовая считалась самой приватной, куда могли попасть только самые близкие. Часто не все члены семейства могли присутствовать за обедом (который к тому же начинался заметно позднее привычного, около 16 часов), тогда император и императрица проводили время в столовой наедине.

Архитектор при создании этих интерьеров разбил стены на ярусы, разделённые бордюрами, и использовал присущую помпейским фрескам колористическую гамму, основанную на сочетании нескольких локальных цветов — белого, красного, синего и чёрного. Брюллова вдохновляла идея создания не только гармоничного и уникального, но и долговечного интерьера, поэтому для декора стен он выбрал трудоёмкую технику скальоло, заключавшуюся в инкрустации искусственным мрамором по искусственному мрамору. В течение нескольких лет мастерская Терциани трудилась над созданием этих необычайно красивых вещей.

Отделка столовой просуществовала чуть более полувека и была демонтирована в конце 19 столетия при оформлении покоев к свадьбе будущего императора Николая II. На её месте архитектор Красовский создал декорированную в духе неорококо Белую столовую. Она и дошла до наших дней.

Мастер-акварелист Ухтомский сумел запечатлеть то, какой была Помпейская столовая в годы ее существования. Изображение прикрепляю ниже, чтобы каждый мог оценить все великолепие:

-3

Некоторые предметы убранства Помпейской столовой сохранились и представлены сегодня в экспозиции Эрмитажа. Единственный уцелевший предмет, выполненный в той самой технике скальоло,- столешница от консольного стола, сейчас она является одним из экспонатов, стоящий в бывшем кабинете Николая II. Сохранился и созданный по проекту Брюллова цветной паркет сложного геометрического рисунка, который после демонтажа из Помпейской столовой перенесли в Бильярдную Николая II. Так что какие-то детали знаменитой Помпейской столовой мы можем при желании посмотреть и сейчас.

Именно в эту комнату переместились из соседней Малахитовой гостиной заседавшие в ночь с 25 на 26 октября 1917 года министры Временного правительства. Депутаты рассчитывали укрыться в том помещении и, в случае необходимости, покинуть его незамеченными, так как его окна выходили во внутренний двор. И именно здесь они были схвачены взявшими дворец под свой контроль большевиками.