Чистый убыток 15 крупнейших российских авиакомпаний за 2020-й год составил 125 млрд рублей, в то время как в 2019-м году он был равен 4 млрд. От таких колоссальных потерь перевозчики смогут восстановиться не ранее 2024 года, так считают аналитики «Национальных кредитных рейтингов».
В результате коронавирусных ограничений пассажиропоток упал на 46%, до показателей начала прошлого десятилетия — до 69 млн человек в год. Больше всех пострадал «Аэрофлот», потерявший 61% всех пассажиров. Основная причина — у «Аэрофлота» больше 50% рейсов были международными, а именно это направление пострадало сильнее всего от ограничений. С этим же связаны и колоссальные потери всей индустрии: международные перевозки самые маржинальные, они намного выгоднее внутренних российских рейсов.
По данным Росавиации, в 2019-м году пассажирооборот всех российских авиакомпаний составил 323 млрд пассажиро-километров (произведение количества перевезённых пассажиров на количество километров, которые они пролетели на самолёте). В 2020 же пассажирооборот составил всего 153 млрд пассажиро-километров, из которых только 31% пришёлся на международные рейсы. Впрочем, эти показатели уже были достигнуты за 8 месяцев 2021-го года, что говорит о постепенном восстановлении отрасли.
Постепенном, но всё же медленном. По данным аналитиков «Национальных кредитных рейтингов», в 2022-м году международные перевозки не восстановятся до уровня 2019-го года. Всё ещё сохраняются карантинные ограничения, доходы населения не растут (в отличие от цен на авиабилеты), а также сильно сократилось число бизнес-поездок — самых прибыльных для авиакомпаний. В 2023-м году будет лучше, но к объёмам перевозок 2019-го российские компании вернутся не раньше, чем в 2024-м году. Следовательно, следующие несколько лет вся авиационная отрасль будет оставаться убыточной.