Опрокидывание, перевёртывание и прочие неблагожелательные манипуляции с принятыми «официальной» наукой представлениями в области истории — популярный ныне вид спорта. Для выполнения задачи, как правило, вполне достаточно представлять себе эти представления фрагментарно или вообще ошибочно, а на чём они основываются просто не знать. Как правило, но не всегда. В некоторых случаях даже специалисту трудно абстрагироваться от засевших в подкорке предрассудков, рассмотрев проблематику под новым углом.
В свете этого, чрезвычайно полезно тщательно рассмотреть геоглиф «Великан» — 55-метровую фигуру на склоне холма недалеко от британского местечка Серн-Эббас. На заглавной картинке не он, а снимок участка пустыне Наска. Ибо в изображении великана концентрация запретного знания люто зашкаливает, и ставить такую иллюстрацию первой я не рискнул. Поставил ниже. Публикуя эту статью, я не знаю, как алгоритм ленты к этому отнесётся. Но и заглавная картинка ещё пригодится.
И, кстати, о «великане», не касаясь вопроса художественных достоинств изображения, внимание следует обратить на его возраст. Техника выполнения рисунка не позволила точно установить, как давно он появился. По результату инструментальных исследований, не раньше VIII столетия, во всяком случае. Однако, наиболее обоснованной считается гипотеза, согласно которой «великан» появляется на тысячу лет позже. То есть, в XVIII веке.
Проблема в том, что условия в дождливой Англии отличаются от таковых в перуанской пустыне Наска. Без регулярного ухода геоглиф исчез бы всего за пару веков бесследно. А такие работы неизбежно сами оставили бы след в крайне бедной на события истории Серн-Эббаса. Поскольку же сам «великан», а также связанные с ним суеверия и хлопоты, до XVIII столетия нигде не упоминается, наиболее логичной является версия, что именно тогда он и появился. Если б гигантская, да ещё и бросающая дерзновенный вызов общественной морали фигура существовала ранее, кто-нибудь обязательно заметил бы её. Ибо не заметить «великана» трудно. По крайней мере, в определённое время года.
Сейчас геоглиф на радость туристам сделан всесезонным, но в прошлом «проявлялся» лишь в моменты, когда только выпавший или тающий снег наполнял вырытые в земле канавы, собственно и образующие рисунок. Однако… о чём, собственно речь? Где тут откровения, проливающие новый свет, срывающие покровы и опрокидывающие взгляды?
Откровения начинаются, если рассмотреть не сам геоглиф, а его историю. Не факт, что она известна до конца, — например, не установлено самое интересное, — обстоятельства появления фигуры. Но и известное предоставляет более чем достаточную пищу для размышлений.
Во-первых, техника нанесения изображения. Геоглиф представляет собой новодел. Даже если (историки и археологи так не считают, но вдруг) рисунок древний, в XVIII некто, обнаружив едва заметный контур, взял на себя труд выполнить все работы заново. Причём, тайно, скорее всего. А значит, без привлечения существенных материальных и трудовых ресурсов. И в самом деле, — каких ещё ресурсов? Всего-то было нужно выкопать двести метров неглубокого рва. Это мог сделать один человек.
Теперь можно вернуться к заглавной картинке. С одним из геоглифов Наска, имеющим вполне сравнимый с «великаном» размер (десятки метров) и выполненным в той же «канавокопательной» технике и теми же инструментами. И внезапно становится ясно, размышляя над происхождением геолгифов нет нужды задумываться о затратах труда. Они были слишком малы, чтобы приниматься в расчёт.
Задуматься можно над способом, которым художник управлял действиями землекопа, — особенно, если это были два разных человека. «Великан» находится на склоне, и виден из долины. Рисунки же Наска расположены на плоской поверхности. Но для того, кто копает, разницы нет. Рисунок он видеть не может. И если в случае перуанских геоглифов предполагается, что руководители работ командовали с небольших вышек (остатки столбов обнаружены в грунте), то с «великаном» столь простого ответа не найдено. Гигант виден лишь издали, и не по телефону же в XVIII веке художник сообщал рабочему, в какую сторону копать? Скорее всего, использовалась некая разновидность семафора.
Но куда более важное откровение связано не со способом нанесения рисунка, а с целью его создания. Она неизвестна, и не может быть важной в том смысле, который в понятие «важное» вкладывают историки. Фигура никогда не имела культового значения, а некие практические функции стала выполнять лишь недавно, превратившись в туристическую достопримечательность. Значит, кто-то нарисовал её, просто потому что это показалось ему хорошей идеей. Ну круто же, правда. Осень, утро, окрестные фермеры выходят на работы, спешит куда-то по делам прихода священник. И тут первый снег проявляет величественный контур на холме. Можно затесаться в собравшуюся толпу и следить за тем, как английский язык обогащается новыми словесными оборотами.
И что важно. Автор, руководствовавшийся при создании геоглифа неизвестными соображениями, представлявшимися важными и убедительными только ему лично, не был королём. Или даже графом. Скорее всего, мелким помещиком, чиновником или торговцем. Определённый доход и досуг он, всё-таки, должен был иметь. Но если бы он был императором, — полубожественным, абсолютным правителем многочисленного народа? Бесчисленные — и связанные далеко не только с геоглифами, — волнующие, как настоящих, так и альтернативных историков головоломные вопросы на тему «зачем», в свете этого представляются праздными. Множество очень странных сооружений, совершенно независимо от связанных с их созданием затрат труда, должны были появиться на планете просто потому, что кому-то, располагающему средствами, этого захотелось. Это происходит сейчас, так было в XVIII веке, и в медном веке, и каменном тоже дела обстояли именно так.
...И да. Что же можно увидеть на снимке. Ну… вот это самое и можно увидеть. Видно же. Определённый посыл, можно даже сказать, послание. Всем тем, а вернее всех тех, кто ищет сложные объяснения там где очевидны простые.