Работа спасателя технически вроде как довольно простая. Всего то нужно доехать до леса и пройти заданный маршрут, работая «на отклик». Не надо быть доктором наук, чтобы справиться. Дьявол как обычно в деталях. Давайте разбираться в сложностях такой простой работы.
Я уже сам домой хочу
На момент выезда спасатели, конечно, отлично мотивированы, горят желанием погеройствовать и спасти несчастного человека из страшного леса. Однако, будем честны. Уже на входе в лес каждый из нас задается вопросом «ну и зачем оно мне надо?» Ведь мог бы лежать дома на диване, в тепле, а не вот это вот всё. С каждым пройденным километром, с каждой форсированной канавой, с каждым участком бурелома мотивация угасает. Просачивается, как болотная вода через верх сапога. И самым главным мотивом спасателя становится естественное желание побыстрее из леса самому выбраться. В сухое переодеться и на диван завалиться.
Во время обучения очень много внимания уделяется тому, как надо правильно работать на отклик – звать людей в лесу. И все курсанты демонстрируют отличные знания и понимание. Пока в лесу на учебном поиске не окажутся и не начнут косячить. Типичные ошибки новичков: редкая работа на отклик, пропущенные участки маршрута, незамеченные отклики потерявшихся.
Если трезво и без розовых очков оценить, что именно требуется от спасателя, то ничего удивительного в этих ошибках нет. А требуется следующее: пройти довольно длинный маршрут, регулярно делая остановки, чтобы позвать пропавшего. Даже если взять небольшой маршрут в 12 км и допустить, что мы ищем человека с нормальным слухом, да еще и в хорошую погоду, то таких остановок будет минимум 60.
Крикну... а в ответ тишина
И самое тяжёлое, что каждый раз, выкрикивая имя человека, спасатели надеются услышать его отклик. Отлично осознавая ничтожную вероятность, что он отзовётся именно им, именно сейчас. Из нескольких поисковых групп, которые работают на конкретном поиске, найдет человека только одна. Мартышкин труд – это обидная, но точная оценка процесса нашей работы.
Спасатели прекрасно понимают, сколь мал шанс услышать отклик, они устали, им мокро холодно и дискомфортно. Поэтому вдруг выйдя на хорошо проходимый участок, они незаметно для себя пробегают 500 метров вместо 250 и только потом вспомнят, что пора бы уже покричать. Порой хочется покричать на бегу. Кажется, что и так слышно, если отзовётся кто. 30 секунд, которые надо стоять в абсолютной тишине, вслушиваясь в ночной лес, воспринимаются как потеря времени. Мучительно выжидать эти секунды неподвижно, когда знаешь, что впереди еще несколько часов сложного маршрута. Я в такие моменты думаю о том, что человеку будет еще мучительнее, если слышал, как его зовут и ищут, но не смог докричаться сам. Помогает сосредоточиться.
Умный в бурелом не пойдёт, умный болото обойдет
Очень тяжело психологически возвращаться на маршрут в ту точку, откуда спасатели ушли в другом направлении, услышав ложный отклик или для проверки обнаруженного следа. Так хочется хоть немного «срезать»… Или сделать маршрут поудобнее. Требуется вся сила воли, чтобы снова сойти с удобной дорожки в болото, если этого требуется задача. Особенно под утро. Когда каждый шаг – это подвиг.
Работа над ошибками
Бороться с такими ошибками помогает опыт. Однажды услышав настоящий крик человека в лесу в ответ на твой зов, навсегда понимаешь осмысленность и важность этих простых действий:
пройти по маршруту 300м,
остановиться,
покричать,
послушать,
покричать,
послушать,
идти по маршруту дальше.
Это, кстати, одна из причин, почему новички работают в паре с опытными спасателями. Опытные – знают. Знают, каково это – после сотен безответных выкриков во тьму наконец услышать «я здеееееесь».
Знание и понимание механизма ошибок помогает бороться с ними. Например, мы привыкли уже ставить метки в навигаторе в местах работы на отклик. Видишь точную пройденную дистанцию и не «выбегаешь» из нужного расстояния. Контроль маршрута руководителем не позволит лесной группе поддаться соблазну подкорректировать маршрут. Ох, как же порой хочется обойти бурелом с мыслями «ну сюда бабка точно не сунется!» И снова опыт. Опыт показывает, что не только сунется, но и заберётся в самый-самый непроходимый участок.
Ищем. Контролируем друг друга. Не позволяем халтурить и некачественно выполнять задачу. Опять же, понимание, что в этот участок леса больше никто из спасателей второй раз не пойдёт, помогает выкладываться на 100% на каждом метре. И не позволять внутреннему голосу проситься побыстрее из леса уйти и лечь баиньки.
PS наверное, статьи о подробностях работы спасателя не очень интересны широкому кругу читателей. Никакого экшна, кульминации и героического спасения. Однако среди наших подписчиков много коллег из других отрядов. Будем считать это обменом опытом. Ну а заодно погружением в нашу рутину для тех, кто читает и порой подумывает, а не присоединиться ли к этим замечательным ребятам, не спасти ли кого-нибудь на досуге…