Найти в Дзене

Налоговый учет скидок: как снижать цены, чтобы не пришлось объясняться с инспектором ФНС

Оглавление

Учет скидок в бухучете — тема актуальная, но сложная. Если в договоре фигурирует сниженная цена, вопросов нет. А вот с так называемыми ретро-скидками, которые предоставляются после оплаты, часто возникают проблемы. Мы написали руководство по налоговому учету скидок, в котором пояснили, как считать НДС и налог на УСН при разных типах скидок и бонусов. Тут коротко перескажем самую важную информацию.

учет скидок в бухучете
учет скидок в бухучете

Учет скидок в бухучете: какие способы снижения цены существуют и чем они отличаются друг от друга

Самый простой вариант — так называемая текущая скидка. Это когда вы снизили цену, например, чтобы сбыть залежавшийся на складе товар, прописали в договоре с покупателем цену со скидкой и получили от него деньги. Такая скидка не влияет на порядок расчета налогов, так как сумма выручки не меняется.

Если вы продаете товар по полной цене, но обещаете покупателю дать скидку «задним числом», если он выполнит определенные условия, речь идет о ретроспективной скидке. Условия могут быть разными: купить продукции на определенную сумму, заказать некое количество единиц за отведенное время и т. п.

Если за выполнение условий вы награждаете покупателя деньгами или дополнительными бесплатными товарами, это бонус. Разница между ним и ретро-скидкой в том, что бонус не влияет на исходную стоимость товара — она остается прежней, а клиент получает что-то «сверху».

Следите за тем, чтобы размер скидки не превышал 20%. Если снижение цены будет слишком большим, этим может заинтересоваться налоговая. Также важно зафиксировать условия получения скидок или бонусов в учетной политике компании и договоре между вами и покупателем.

Налоговый учет скидок для ИП и ООО на основной системе налогообложения

Применение текущих скидок ничего не меняет в порядке расчета НДС. А вот ретроспективные скидки требуют дополнительных действий и от вас, и от покупателя.

Ваши действия:

  • Выставляете клиенту документы на оплату товара по полной цене до тех пор, пока он не выполнит условие для получения скидки.
  • Когда условие выполнено, готовите документ о предоставлении ретро-скидки. Это может быть, например, дополнительное соглашение к договору.
  • Подписываете этот документ и отправляете его на подпись покупателю.
  • В течение пяти рабочих дней с момента подписания доп. соглашения формируете корректировочный счет-фактуру и также направляете его клиенту.
  • Предоставив скидку, пересчитываете НДС.
  • Если скидка предоставлена за товар, оплаченный в предыдущем налоговом периоде, подаете уточненную декларацию и запрашиваете вычет налога, уплаченного с разницы между текущей и новой ценой. Для этого нужен корректировочный счет.

Действия покупателя:

  • Если товар получен в одном налоговом периоде, а скидка — в другом, расходы уменьшаются постфактум, а с ними — и «входящий» НДС.
  • Получив от вас корректировочный счет-фактуру, клиент должен будет уточнить налоговую декларацию, из-за чего образуется недоплата по налогам.
  • Налоговая потребует погасить задолженность и уплатить пени. Попытаться доказать свою правоту можно, но положительный исход не гарантирован.

Чтобы упростить налоговый учет скидок, вместо ретроспективного снижения цен обычно используются бонусы. Для вас выплаченная премия будет внереализационным расходом, а для клиента — внереализационным доходом. В обоих случаях сумма не облагается налогом на добавленную стоимость.

Учет скидок в бухучете для ИП и ООО на «упрощенке»

Если используете ретро-скидку, можно учесть ее в следующей оплате или выплатить в денежном эквиваленте.

Если учитываете скидку при следующей оплате, расчет налога производится в обычном порядке. Получается, что на новую партию вы дали текущую скидку, которая уменьшила цену до оплаты.

Если переводите покупателю деньги, есть нюансы. Вы должны будете уменьшить доход, а покупатель — увеличить свой. Среди инспекторов налоговой бытует мнение, что так делать нельзя, т. к. выручка фиксируется в момент получения оплаты за товар от покупателя, а скидка не относится к расходам, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Чтобы не доказывать потом, что вы правы, лучше использовать текущие скидки или учитывать ретро-скидки при оплате следующих партий товара.

Используя бонусы, вы не сможете списать их в расходы, рассчитывая сумму налога. Единственный законный способ сделать это — оформить их, как расходы на рекламу. Суммарно такие расходы не должны превышать 1% выручки компании за отчетный период.

С теорией разобрались, а примеры расчета налогов найдете в нашем блоге. Если вы продаете товар физлицам, учет скидок в бухучете также осуществляется по описанным алгоритмам. Чтобы не усложнять налоговый учет скидок, отдайте предпочтение текущим скидкам, применять которые проще всего.