В Краснодарском крае, в станице Медвёдовская, на продажу выставили очень редкий автобус времен СССР.
Он выглядит, как обычный КаВЗ-685, которые можно было увидеть до недавнего в каждом городе страны. Даже по документам он проходит, как КаВЗ-685.
Но если вы посмотрите на фотографию серийного автобуса из Кургана и сравните её с тем, что вы видите на снимках в статье, то поймёте, что это не КаВЗ-685.
Самое очевидное отличие — это плоское лобовое окно, состоящее из четырёх частей, вместо двух панорамных половинок.
Отличается форма маршрутоуказателя, задних колёсных арок и так далее.
Что же за зверь перед нами? Он называется А-53 (что расшифровывается довольно просто, как «автобус на шасси ГАЗ-53») и был построен Апшеронским предприятием «Лессельмаш».
Производство автобусов для нужд Министерства лесного хозяйства РСФСР на предприятии «Лессельмаш» было начато в 1970 году.
Первой моделью стала копия «аремкузовского» проекта автобуса на шасси ГАЗ-51А.
Автобус получил название А-51 (вы уже знаете как это расшифровать!) и предназначался для перевозки вахтовых дежурных бригад в лесозаготовительной промышленности.
Все (или почти все) изготовленные автобусы распределялись по министерской разнарядке в леспромхозы.
В 1975—76 годах вместо шасси ГАЗ-51А стали использоваться более современные ГАЗ-52-01, ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А. Обозначение автобусов сменилось на А-52 и А-53.
Но это всё еще были устаревшие конструктивно модели с деревянным каркасом, срок службы которых оставлял желать лучшего.
Так продолжалось до 1987 года, когда завод наконец смог внедрить технологию изготовления цельнометаллических кузовов, позаимствованную у Краснодарского механического завода «Кубань».
Визуально кузова стали выше, но на индекс моделей это никак не повлияло. Даже когда на смену ГАЗ-53А пришло новое шасси ГАЗ-3307, апшеронские автобусы продолжили именоваться А-52 и А-53.
Производство капотных автобусов на предприятии «Лессельмаш» продолжалось до 1990 года.
За всё время успели изготовить более 4000 автобусов с деревянным каркасом, 516 автобусов А-53 на шасси ГАЗ-53-12 (как тот, что вы видите на фотографиях), 45 автобусов А-52 и еще 9 автобусов А-53 на шасси ГАЗ-3307.
Внутри автобус А-53 мало чем отличается от КаВЗ-685.
Спецназначение автобуса отражалось исключительно в способе его распространения по леспромхозам, но с компоновочной точки зрения каких-то особенностей не было.
Интересно, что этот экземпляр сохранил своё автобусное предназначение, а не был переоборудован в катафалк, что происходило с большей частью КаВЗов.
Это удивительно, учитывая, что в задней части кузова был предусмотрен специальный люк для погрузки негабаритных вещей, который очень бы пригодился похоронным бюро.
Интересно, что продавец указал в объявлении, что автобус был выпущен в 1983 году. Это же подтверждает фотография ПТС.
Но тогда он должен иметь дерево-металлический кузов, а не цельнометаллический, которые начали делать лишь в 1987 году, как вы помните.
Скорее всего, автобус изначально действительно шёл с кузовом на деревянном каркасе, но впоследствии его заменили на цельнометаллический.
А может быть на заводе построили автобус не на новом шасси, а на том, что было выпущено пятью годами ранее.