Найти тему
Прекрасное Далёко

Анализ картины Теодора Жерико "Печь для обжига извести". Романтизм как направление в живописи.

Я выбрала для анализа эту работу не случайно. Она всегда чем то привлекала и одновременно пугала меня. Казалось таинственной в своей мрачности, что очень свойственно романтизму.

Картина «Печь для обжига извести» написана в 1822-1823 году маслом на холсте. Размер работы 50-61 см. Храниться она в Лувре. Это пейзаж, который решается художником новаторски. Он полностью уходит от идеального прекрасного пейзажа классицизма и барокко.

Фото из свободных источников. Теодор Жерико. "Печь для обжига извести".
Фото из свободных источников. Теодор Жерико. "Печь для обжига извести".

Художник впервые отказался от античных канонов и начал изображать реальность вокруг. Делал это он с точки зрения направления романтизма. Здесь нет никакой идеализации и красивости, только бесконечная мрачность и суровость действительности, вступившая в конфликт с человеком.

Все суровое и трагичное в этом пейзаже. Нет деревьев, травы, только мрачное здание печи и почти черное небо. Вход в здание освещается лучами света. Лошади с замотанными тряпками мордами с обреченным видом таскают телеги по заезженной дороге. Здесь нет фигур людей, но их присутствие везде ощущается. Деятельность человека разрушает все – основная идея работы «Печь для обжига извести».

Композиция картина с ее поворотом дороги от правого угла сразу уводит взгляд зрителя вглубь работы, к зданию самой печи, где контрастное освещение четко выхватывает конструктивные элементы здания. Несуразная, пугающая конструкция здания с темными проемами ворот и окон.

Слева расположена группа лошадей и повозка, которая своими жесткими линиями, поднятыми оглоблями вызывает беспокойство. Вторая повозка выезжает из ворот здания. Вернее она больше стоит на месте. Здесь нет явного движения, все как будто замерло и полно предчувствий. Сам сюжет с его мрачностью и обреченностью очень характерен для романтизма.

Теодор Жерико в своем творчестве обращался к жизненным и неприглядным темам: писал сумасшедших, умерших, мрачные пейзажи. Апокалипсическое настроение, неприятие происходящего исходит и от его работы « Сарай для обжига извести». Природа как свободная стихия, воздействие человека губительно для нее. Дисгармония природы и человека это основа содержания пейзажа Теодора Жерико «Сарай для обжига извести».

Колорит картины подчеркивает это настроение. Все пишется через коричневые, охристые оттенки. Земля решается через черно- серые тона. Освещение и само небо тревожное и пугающее. Пары извести вместе с белой пылью разлетаются по округе, делают ее безжизненной. Темное небо подчеркивает это нереальное пространство.

Почти монохромные цвета, выразительный объем, резкость освещения, сосредоточенность на мрачности и предчувствиях делают работу характерной для романтизма.

В картине Теодора Жерико « Печь для обжига извести», где еще есть влияние романтизма, начинает угадываться и другое направление – реализм. Хотя здесь художник еще остается верен идеалам романтизма с его бунтарством и конфликтностью. Желание показать исключительное, преобладание чувственной оценки изображенного, внутренний конфликт читается в пейзаже Теодора Жерико «Печь для обжига извести».

Обыкновенный пейзаж окрестностей Парижа становится апокалипсическим образом противостояния человека и природы, где природа терпит поражение.

Теодор Жерико является ярким представителем направления 18 века романтизма. Он своим творчеством развил его и создал предпосылки к переходу к реализму.

Надеюсь, моя статья будет вам интересной. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.