Людям свойственно ошибаться. И вот, когда “косяк” обнаружен наступает разделение на профессионалов и дилетантов. В чем разница? Профи признает ошибку, берет за нее ответственность и исправляет несмотря на потерю имиджа, санкции и прочие неприятности. Дилетант - нет. Делайте выводы о своей работе, господа.
Примером ответственного поведения стал поступок инженера-проектировщика Уильяма Ле Месерьера, который сделал то, что стало эталоном профессиональной этики и преподается будущим канадским архитекторам на уровне университета.
Добро пожаловать на канал “ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ”.
Небоскреб на ножках со скошенной короной
Примечательное строение по адресу Лексингтон-авеню, 601 отличается от своих высотных собратьев небоскребов в центре Манхэттена. Основной концепт был спроектирован архитектором Хью Стаббинсом, а помогал ему инженер-конструктор Уильям Лемессурье. Что необычного?
Во-первых, тело небоскреба опирается на относительно тонкие опоры. Решение с такими столбами высотой по 35 метров каждый до этого нигде не встречалось. Всего колонн 4 по одной для каждой из внешних сторон здания. “Ножки-спички” установлены по центру, так как проектировщики рассчитали ветровую нагрузку и это положение оказалось оптимальным. К тому же классическое расположение их по углам не давало разместить новое здание церкви Святого Петра, а это нарушало соглашение с клириками. Условие было жестким, церковь должна быть на прежнем месте. Так что Уильям Ле Месерьер нашел компромиссное решение с “ходулями”.
В основе колонн стальной каркас из 4 вертикальных балок, 2 из которых дополнительно усилены. Каркас спроектирован с большим запасом прочности. Внутри каждой опоры шахты вентиляции и аварийные выходы.
Помимо “ходуль” небоскреб опирается и на центральную шахту с размерами сторон 19 на 22 метра, в которой проложены лифты.
Зрительно громада 279 метрового небоскреба буквально “парит” над землей. А здание церкви Св.Петра на северо-западной стороне участка земли под ним только добавляет антуража.
Во-вторых скошенная корона. Наклон “короны” в 45 градусов смотрится оригинально. Что необычно для стандартных высотных зданий с их плоскими крышами. Почему так получилось? Дело в том, что изначально в проекте была заложены квартиры на верхних этажах, и такой скос размещал апартаменты в виде террас. Мэрия зарубила инициативу.
Пришлось такой оригинальных ход использовать для размещения систем нагрева воды от солнечной энергии, но долгие расчеты Массачусетского технологического института, споры с поставщиками, а скорее всего низкая эффективность заставили руководство отказаться от этой идеи. В конце-концов скошенную крышу решили оставить просто как дань оригинальности.
В первые годы Ситикорп центр было седьмым по высотности зданием в мире.
Вес стального каркаса всего здания был невелик - 25 000 тонн. Для сравнения вес металлоконструкций башни Эмпайр-стейт-билдинг - 60 000 тонн. Месерьер даже включил в расчеты колебания при боковом ветре, поэтому в отличие от той же башни Джона Хэнкока инерционный демпфер в виде 410-тонного бетонного блока под контролем автоматики был установлен сразу. Это позволило сократить раскачку небоскреба в два раза.
Казалось, опытный инженер предусмотрел все. Особая система несущих треугольных стропил-шевронов, что принимает на себя основной вес строения и перераспределяет растягивающие боковые нагрузки (во время порывов ветра) к центру опорных колонн. Расчет выносливости конструкции позволял выдерживать давление на стены при скорости 110 м/с. Чего еще не хватало?
Звонок судьбы
В 1978 году в офисе проектной компании, где трудился Месерьер раздался звонок. Миловидный девичий голос на том конце провода попросил о небольшом интервью, так как Диана Хартли (а звонила она) училась на инженерно-строительном факультете и ей нужно было узнать подробности этой амбициозной стройки. В ходе беседы Диана заметила, что ее преподаватель на кафедре выразил сомнения по поводу устойчивости небоскреба с опорными колоннами, расположенными по центру внешних краев, а не по углам.
«Передайте своему преподавателю, что он несёт полную чушь, поскольку он не знает о проблеме, которую нам довелось решать».
Осадочек после разговора остался неприятный. Что они там себе возомнили? Боковая нагрузка на стены рассчитана как надо. Да и на углы тоже…
Стоп!
А ведь диагональное направление ветра они не рассматривали вообще. Уильям сел за повторные вычисления. Ему не давало покоя, что те самые уникальные стропилы-шевроны были соединены болтами, а не сваркой.
Результат был ужасающим. Небоскреб был очень уязвим к диагональным ветровым нагрузкам, что вместе с болтовым креплением представляло опасность для делового центра. Именно болты могли не выдержать колоссального давления, который оказывал на площадь стен ветер. И в ходе перераспределения нагрузки, на которую они не были рассчитаны их разрушение было очевидным. Жертвами падения могли стать около 200 000 человек.
Знакомый инженер Алан Дэвенпорт специализировался на поведении зданий в условиях сильного ветра и помог Уильяму с вычислениями. К ужасу, выяснилось, что 112 км/ч - это предел прочности болтового соединения.
И хоть бывают такие ветра не часто, раз в 16 лет. Но 175 000 000 долларов проекта и тысячи потенциальных жертв - это может свести с ума кого угодно. Уильям не стал исключением. Небоскреб уже гордо стоял в центре Манхэттена. Имиджевые потери, суд, штрафы и позор. От греха подальше он скрылся в своем доме на озере Себейго. Выход был прост - свести счеты с жизнью.
Разница между профи и дилетантом
Что делать? Промолчать? Скрыться? И тут Ле Месерьер понял, что он как профессионал обязан взять на себя ответственность. Вот так. Настоящий мужик!
После этого были консультации с юристами, затем с Лесли Робертсоном (участник команды проектировщиков Всемирного торгового центра) и поездка в Кембридж, где произошел откровенный разговор с архитектором проекта Хью Стаббинсом.
После тщательной подготовки коллеги поехали в Нью-Йорк для трудных переговоров с владельцами «Ситикорп».
«У меня есть для Вас плохие новости, сэр»
Вице–президент «Ситикорп», Джон Рид присел.
В ходе рабочего совещания был разработан план:
- Общее время работ - 3 месяца;
- Объем и характера работ- демонтаж болтовых соединений и сварка швов;
- Сварка - ночное время;
- Плотники - дневное время;
- Сокрытие информации - полное;
- План эвакуации.
К счастью, в это время бастовали СМИ, иначе пронырливые журналисты раструбили бы о подозрительной активности всему миру.
Более того, сама природа смилостивилась над строителями. Ураган Элла сменил свое направление перед самым Манхэттеном, когда было окончено только половина из запланированных работ.
Ответственность и прямота инженера так поразило заказчиков, что они не стали выдвигать против него судебных исков. Как честный человек Месерьер перечислил 2 000 000 долларов в качестве неустойки. Общая стоимость ремонта составила 8 000 000 долларов, но жизни людей цены не имеют.
Если проектирование для вас не пустой звук и вы хотите быть в курсе последних событий:
- Переходите на наш ютуб канал PRO-Z: Проектирование зданий, там актуально и есть возможность посмотреть друг другу в глаза;
- А если в вас загорелся дух проектировщика, но не хватает знаний, вы можете записаться на наши обучающие курсы, программы и готовые проекты.