Есть стереотип: с возрастом сложнее учиться. Правда это или отговорки лентяев — давайте разбираться.
Частично я с этим согласен. С возрастом замедляется когнитивная обработка информации — время, необходимое человеку для решения задачи, ее осмысления. Человек не тупеет, просто ему нужно больше времени, чтобы решить математическое уравнение, написать письмо или понять выступающего на сцене спикера.
Например, если пенсионеру и подростку поставить задачу освоить сицилианскую защиту в шахматах, оба ее выполнят. Вопрос в том, через какое время. Подросток сделает это быстрее, потому что его нейронные связи активнее. Но по итогу шахматному дебюту научатся оба.
Я согласен только с этой частью стереотипа. А «не воспринимается информация», «ничего не запоминается в моем возрасте», «вылетает из головы через минуту» и прочее — чушь, отказ от ответственности.
Учиться новому — и даже сложному новому — можно в любом возрасте. Даже не можно, а нужно!
Человеческий мозг нейропластичен: его нейронные связи (то, что отвечает за работу внимания, памяти, речи, движения и всего-всего) постоянно меняются, обновляются, создаются или погибают. Для человека это значит, что мозг можно тренировать — создавать новые нейронные связи, чтобы с возрастом он не «плесневел».
И самое интересное: лучшая тренировка для мозга — усиленная умственная работа, обучение. Когда человек разбирается в новом, исследует предмет с разных сторон, в его мозге создаются нейронные связи — то, благодаря чему мозг выполняет главные функции. А если добавить к учебе другие практики, которые развивают эти связи — здоровое питание, качественный сон, физические нагрузки, новый опыт, — то к старости мозг останется бодрым, способным к сложным задачам.
Состояние мозга — это как ведро с бетоном: если его не размешивать, он застынет и потеряет свои свойства. Если не тренировать мозг в течение жизни, к пожилому возрасту его возможности значительно иссякнут и, разумеется, учиться новому будет сложно.
Учиться — важно. Учиться с возрастом — еще важнее.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнавать больше об образовании и как оно может помочь изменить жизнь. В следующий раз расскажу о потомственном инженере, который раньше проектировал мосты, а сейчас работает программистом.