Обратная связь - один из важнейших аспектов делового общения. Это проявление вежливости и уважения к собеседнику. К сожалению, многие пренебрегают этим моментом. Из-за чего нередко появляется недопонимание происходящего, испорченная репутация, обиды и прочий негатив.
Обратная связь важна как со стороны работодателя, так и со стороны соискателя. В этой статье я хочу разобраться с обратной связью от работодателя. Так в чем собственно заключается и проявляется обратная связь при трудоустройстве и зачем она нужна? Об этом далее.
Работодатель, который заботится о своей репутации, заинтересован в продвижении своего HR-бренда, бесспорно не должен забывать о таком важном моменте как обратная связь. Обратную связь со стороны работодателя может давать либо менеджер по персоналу, либо сам руководитель, принимающий участие в подборе сотрудников. Чаще всего это все-таки эйчар.
Первая ситуация, в которой мы сталкиваемся с необходимостью обратной связи - это первичный отбор кандидатов. Кандидат прислал отклик на вакансию и, что закономерно, ждет реакции работодателя. Но, к сожалению, бывает так, что никакой реакции нет. Соискатель не получает обратную связь. Ситуацию, когда вакансия фейковая в расчет не берем. Допустим вакансия реальная, но обсуждать трудоустройство с данным кандидатом не представляется возможным. Причин тому может быть несколько:
- вакансия уже закрыта, но объявление о ней еще не убрано с сайта (по причине забывчивости эйчара, или же выбранный кандидат пока не приступил к работе, и вакансия висит на "всякий случай").
- кандидат не подходит на эту должность по каким-то критериям.
- непосредственный руководитель в отпуске/на больничном/в командировке, и для дальнейшего разговора нужно дождаться его возвращения.
Это самые распространенные причины. Часто в подобных случаях, отклик кандидата просто игнорируется, ведь он не актуален на данный момент. Так делать нельзя, потому что обратная связь должна быть в любом случае. Иначе в голове кандидата появятся различные домыслы: мое резюме не дошло? я не подхожу? почему я не подхожу? вакансия закрыта? а может вакансия фейковая? Возникает непонимание, а подчас и негатив к компании. Чтобы такого не было крайне важно дать человеку обратную связь.
Но какая здесь может быть обратная связь? Ну, например, такая:
- Спасибо за Ваше резюме. К сожалению, данная вакансия уже закрыта. С актуальными вакансиями нашей компании Вы можете ознакомиться по ссылке...
- Спасибо за Ваше резюме. К сожалению, Ваш опыт/квалификация/навыки не соответствует должности на которую Вы претендуете. С другими вакансиями нашей компании Вы можете ознакомиться по ссылке...
- Спасибо за ваше резюме. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время...
Приведенные мной примеры ответов не панацея, каждая компания должна разработать собственные шаблоны писем и техники общения. Главное, чтобы соискатель получил ответ, увидел, что его резюме получено и изучено.
Следующая ситуация - это обратная связь после проведенного собеседования. Как часто вам приходилось слышать многообещающее: "Мы Вам перезвоним". И как часто вам действительно перезванивали? Многие компании предпочитают не давать обратную связь отклоненным кандидатам, а звонят только с предложением о трудоустройстве. И это тоже в корне неправильно. Дать обратную связь даже в случае отказа - это уважение к кандидату, который потратил свое время на общение с компанией. Здесь можно возразить, что кандидатов много, а менеджер по персоналу один, и звонки отнимут много времени. А совсем необязательно звонить. Массовая рассылка на электронную почту делается в 2 клика. Обратная связь дана, временные затраты минимальны. Проблема в том, что многие эйчары просто не хотят этого делать, не считают это действие важным и значимым.
Что ждет работодателя, отказавшего в трудоустройстве, и причем здесь обратная связь
Расскажу случай из своего опыта. Я проходила собеседование в одну компанию, о результатах которого мне обещали сообщить через несколько дней, когда руководитель окончательно определиться с выбором. В назначенный день hr-менеджер позвонила мне и тактично сообщила, что был выбран другой кандидат. Вот это действительно серьезный подход, а данный эйчар настоящий профессионал своего дела. Поэтому, даже несмотря на отказ, впечатления от компании остались положительные.
Увы, таких эйчаров единицы. В основном это дамочки с непомерным чувством собственной важности, считающие ниже своего достоинства сообщать кандидатам результаты собеседования. А может они боятся говорить об отказах? Боятся, что услышав это, обиженный кандидат ворвется в их офис с гранатометом?)) Но об отказе он все равно поймет по отсутствию обратной связи, а вот трусливый эйчар, пропавший после собеседования, вызовет негатив и по отношению к себе и по отношению к компании. Не лучше ли честно и открыто сказать правду? Да, наверное, это трудно и малоприятно. Но в этом и заключается профессионализм менеджера по персоналу - уметь установить контакт с любым человеком. Уметь максимально корректно и деликатно сообщить любую, даже не самую приятную информацию. Эйчар ведь немного психолог. А трудности при общении с соискателями говорят только о недостаточном профессионализме, и о необходимости или повышать свой уровень или вовсе сменить сферу деятельности.
В общем, что хочется сказать. Уважаемые (и не очень) эйчары! Умейте держать лицо, а не прятаться по углам как мыши. Вы все-таки лицо своей компании.
Читайте также:
Кому и зачем нужны фейковые вакансии?
HR-менеджер - самый бесполезный сотрудник компании
- Где вы видите себя через 5 лет? - В самоизоляции!
Что ждет работодателя, отказавшего в трудоустройстве, и причем здесь обратная связь
Дефективный менеджер: кто это такой?
Можно ли работать с энтузиазмом за 24 тыс. руб.?
Новые выплаты на детей. А будут ли для них рабочие места?