С 2022 года выпускники колледжей и техникумов не смогут поступать в высшие учебные заведения по внутренним экзаменам по общеобразовательным предметам. Какие проблемы уже возникли в связи с введением профильных вступительных испытаний для этой категории абитуриентов и какие его последствия дадут о себе знать в перспективе?
Миссия выполнима?
Мы уже рассказывали об ультиматуме «Профильные вступительные испытания или ЕГЭ», который новая редакция Порядка приема в вузы выдвинула вузам и СПОшникам. Времени для осмысления пункта 16 мало: утвердивший изменения приказ Минобрнауки от 13.08.2021 № 753 был зарегистрирован в Минюсте и официально опубликован 14 сентября, а первые переводы его невразумительных формулировок с юридического языка на русский начали спускаться сверху вниз к концу месяца. Между тем, не за горами 1 ноября, когда вузы обязаны разместить на сайтах правила приема на 2022/2023 учебный год. Пикантность ситуации заключается в том, что поправки вступают в силу с 1 марта, но, согласно циркуляру Минобрнауки, должны быть каким-то образом учтены досрочно.
Перед вузами стоит непростая задача – до 1 ноября придумать для каждого общеобразовательного вступительного испытания соответствующее профильное и разработать для него программу. При этом надо извернуться таким образом, чтобы прослеживалась родственность профилей образовательных программ СПО и бакалавриата или специалитета.
Разберем эту задачу со многими неизвестными на примере пятигорского филиала СКФУ. В минувшую приемную кампанию здесь вступительное испытание по обществознанию было установлено, в частности, для направлений подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Сервис», «Туризм», «Гостиничное дело»:
Теперь для поступающих на базе СПО #вуз должен заменить его шестью профильными экзаменами: для «Юриспруденции», допустим, по «Праву и организации социального обеспечения», для «Сервиса» - по «Сервису транспортных средств» и т. д.
И если в этом году выпускник колледжа или техникума сдавал одно ВИ по обществознанию и его результат засчитывали на всех направлениях подготовки, на которые он подал заявление о приеме, то в следующем ему придется участвовать в нескольких, разных по содержанию, профильных ВИ – по числу выбранных направлений подготовки.
С педагогическими и медицинскими специальностями дело обстоит попроще: для них есть шанс ввести универсальные экзамены. У первых напрашивается замена одного из общеобразовательных вступительных испытаний на что-то вроде «Основ педагогики». У вторых биологию могут переименовать в, скажем, «Здоровье человека».
Но по ряду программ бакалавриата, например по «Философии»,«Конфликтологии», «Политологии», отсутствуют родственные программы СПО. Если строго следовать букве закона, то есть новой редакции Порядка приема, в таком случае необходимо объявить, что формой вступительных испытаний на базе профессионального образования является ЕГЭ. Пойдут ли на это вузы или попытаются обойти этот подводный камень?
Побочные эффекты и тайный смысл инновации
Пути реализации норм обновленного пункта 16 Порядка приема станут мерилом не только креативности, но и ответственности вузов, выявят, что для них первостепенно – качество приема или выполнение КЦП любой ценой. Возможно, часть из них присоединится к СПбГУ, Алфёровскому университету и МФТИ, которые уже в этом году принимали на обучение СПОшников только по результатам ЕГЭ. А вот учебным заведениям, испытывающим проблемы с набором и имеющим в своей структуре колледжи, профильные экзамены придутся ко двору.
Вузы, которые бесстрашно рисовали поступающим на базе среднего профессионального образования баллы за внутренние испытания по общеобразовательным предметам, например вот так:
скорее всего, будут работать по накатанной. Вряд ли они станут заморачиваться с тщательной проработкой программ профильных вступительных испытаний.
Очевидно, что нововведение создаст проблемы выпускникам колледжей и техникумов, которые поступали «лишь бы куда-нибудь» с единственной целью - избежать ЕГЭ. Им придется самостоятельно готовится к внутривузовским экзаменам не по родственному профилю. Зато те, кто осознанно выбрал образовательную программу СПО с прицелом на близкое направление подготовки в высшем учебном заведении, будут в выигрыше.
Неизбежны и отдаленные последствия, которые возникнут на почве «пунктирного» преподавания в техникумах и колледжах общеобразовательных предметов. Если раньше СПОшники худо-бедно готовились к сдаче в вузе двух-трех из них, то теперь вообще расслабятся. Отсутствие базовых знаний, несомненно, аукнется в процессе учебы на вышке. Не станут ли профильные экзамены медвежьей услугой для абитуриентов с СПО?
Уже звучат мнения, что конечная цель метаморфозы пункта 16 – плавный переход к приему в вузы только по результатам #ЕГЭ. Действительно, откровенная отмена внутренних экзаменов обрушила бы систему СПО. Благодаря же новой редакции Порядка приема может произойти «естественный отбор»: и вузы будут вынуждены изменить подход к вступительным испытаниям, и абитуриенты задумаются, какой вариант поступления для них оптимальнее.
Остается загадкой, зачем Минобрнауки поторопилось с нововведением, для проработки реализации которого по уму вузам требуется гораздо больше времени, чем месяц. Внедрение профильных ВИ в пожарном порядке, да еще с обтекаемыми инструкциями, уже заставило понервничать и напрячься учебные заведения, после 1 ноября наверняка приведет в растерянность выпускников колледжей и техникумов и летом стопроцентно не добавит спокойствия в течение приемной кампании-2022.
#образование #новый порядок приема в вузы #поступление в вуз после колледжа #поступление в вуз после спо #правила приема в вузы
Если вы сочли статью интересной и полезной, поставьте, пожалуйста, лайк.