Давайте рассуждать. Иначе говоря, не мнение высказывать, а понимать, что делал Сократ, когда он вел свои беседы. Так поймем и смысл, который вкладывал в него Сократ.
Понимать же означает самим диалогом-размышлением создавать пространство, внутри которого мы с очевидностью видим: да, это так.
Итак, начнем вглядываться в то, как он разговаривал. И тогда, возможно, мы с очевидностью (еще раз. Это очень важно. С очевидностью. Существенная черта истинного положения дел — очевидность) поймем содержание изречения "Познай самого себя".
Кстати,эта надпись-граффити была на фронтоне храма Аполлона в Дельфах и приписывается одному из семи мудрецов. Иначе говоря, отнюдь не Сократ автор разбираемого изречения.
Но нам важно понять, какое содержание вкладывал Сократ в него.
М-да, если помнить, что он ничего не писал.
И да, есть расширенная версия Хилона: "Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную". Этот вариант нам так же сгодится.
Сократ никогда не отвечает прямо на вопрос.
Часто говорят, что ответ-то он знает, но задает наводящие вопросы, чтобы собеседник сам нашел этот ответ.
Но ведь Сократ говорит, что ответа он не знает. Почему бы ему не поверить? Да и почти все диалоги Платона с Сократом не завершаются формулировкой ответа. И если помнить, эти диалоги-протрептики были предназначены для неофитов (начинающих), то ответ здесь и не важен. Важное, самое важное, происходит по ходу диалога.
Отвлекусь. Подобный момент "недописанного текста" можно наблюдать и у Декарта. Почти все его произведения не дописаны. Или дописаны "на скорую руку". Значит, если что-то существенное произошло по мере развертывания текста, то дописывать не имеет смысла. "Мавр сделал свое дело. Мавр может уходить". А что там произошло?
Так что же происходит по ходу диалога? Пример здесь.
А происходит вот что: Сократ "размещает" собеседника между равнозначащими противоречивыми утверждениями: храбрый человек труслив, а трусливый — храбр. Такие высказывания, к которым приходят строго логически, разрушают саму возможность мышления. Но рассудочного мышления. Болтливость ума прекращается. Меняется состояние собеседника. Он впадает (не иначе!) в другое измерение жизни (состояние понимания). Откуда и видно то, что ранее было закрыто готовыми представлениями, знаниями, информацией.
Очень много нагромождений человек создает, чтобы не видеть того, что есть на самом деле. И какой ты на самом деле. Не каким ты хотел казаться, или представляли тебя окружающие.
Ты встретился с собой. Поздравляю. Часто такая встреча не доставляет удовольствие. Но "неча на зеркало пенять".
"Познай себя" указывает (отсылает) на место, откуда ты видишь реальное. Свое истинное положение в жизни.
Греки такое место называли Логосом. Место, где работает какая-то иная, открывшаяся в диалоге с Сократом, структура. И она явно не естественная, не физическая.
Какая? Метафизическая. Структура метафизического (трансцендентального) сознания.
Спасибо, что были вместе. С уважением, Игорь.