Найти в Дзене
Интерфикс

Пример, после которого вы навсегда запомните принципиальную разницу между устной и письменной речью

Оглавление

В школе принято объяснять различие устной и письменной речи слишком формально: письменная речь — это записанный текст, устная речь — это то, что мы произносим. Это верно, но, как я уже сказал, различие это формальное.

Проблема данного объяснения в том, что оно не даёт представления о том, какая форма речи сложнее и почему. А также дети не понимают, по какой причине школа посвящает почти всё время письменной речи, а устной практически ничего не достаётся.

Изображение с сайта www.pixabay.com/ru/
Изображение с сайта www.pixabay.com/ru/

Волки, которые едят крыши

Рассмотрим два примера:
1. В деревне волки все крыши изъели.
2. В деревне Волки все крыши из ели.

В первом примере по маленькой букве в слове «волки» мы понимаем, что речь идёт о животных, таким образом задаётся контекст ситуации: волки сгрызли крыши в деревне.

Во втором примере заглавная буква слова «Волки», стоящего после слова «деревня», говорит о том, что речь идёт не о животных, а о названии населённого пункта, в домах которого все крыши сделаны из елей.

Мы бы не смогли сделать таких выводов, если бы просто услышали фразу без дополнительных пояснений контекста.

Письменная речь позволяет нам точнее передать мысль, но мысль может пострадать, если в написании будет допущена ошибка:

В деревне волки все крыши из ели.

Предложение лишается логики, невозможно понять, при чём здесь животные и деревья, на уровне связности отсутствуют подлежащее и сказуемое.

Данные примеры хорошо показывают, что письменная речь позволяет сделать мысль точнее за счёт правильной передачи подлежащего и сказуемого и отсутствия каламбуров, которые могут возникать в устной речи. Поэтому основную часть школьной программы занимает изучение письменной речи, а не устной.

Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал. Всем спасибо за прочтение.

#русский язык #письменная речь #устная речь #пример #образование