Анатолий МАРИЕНГОФ
Первое после своего избрания аппаратное совещание правительства региона Алексей Русских начал с темы повышения заработных плат; от слов чиновники переходят к делу – уже подписаны первые распоряжения.
Обещание сделать все возможное для повышения оплаты труда ульяновцев, похоже, не останется «предвыборным» - день голосования позади, а к теме приковано самое пристальное внимание.
- Те зарплаты, которые есть в регионе сейчас, это, конечно, никуда не годиться, нам нужно дойти хотя бы до средней зарплаты по России, а для этого рост должен быть выше уровня инфляции, - объяснил губернатор. – Повышение на 5-6% нас не устроит – это профанация.
Комиссию по повышению уровня оплаты труда возглавил заместитель губернатора Игорь Эдель – соответствующее распоряжение подписал Алексей Русских. Есть и первые результаты. Впрочем, «Народная газета» расскажет не только о них, но и о причинах, по которым в регионе сложились низкие зарплаты. С этого и начнем.
Три трудовые ловушки
Почему в Ульяновской области вообще сложилась ситуация, при которой уровень оплаты труда ниже, чем у соседей с аналогичным уровнем социально-экономического развития? Причин чиновники и исследователи выделяют несколько.
Первая – крупные торговые сети, сетевые структуры (вроде супермаркетов, магазинов электроники, банков) устанавливают в регионах зарплату, исходя из средней зарплаты в этом же регионе. А она, в свою очередь, зависит от зарплаты...в этих же структурах (см. самые популярные вакансии). То есть средняя зарплата не растет потому, что не растет зарплата в (к примеру) торговых сетях – а ее не поднимают потому, что не растет средняя зарплата. И это никак не связано с реальными доходами бизнеса: при прочих равных принцип максимизации прибыли (описанный еще К.Марксом) означает, что бизнес будет держать минимально возможные зарплаты до тех пор, пока внешние обстоятельства не вынудят поднять их. Замкнутый круг!
Вторая – в регионе чрезвычайно (на это указывает не только Алексей Русских, но и его предшественник – Сергей Морозов) высока доля «серых зарплат». Серые зарплаты – это когда работник «на руки» получает 30 тысяч рублей, а «по бумагам» - 12 тысяч, что позволяет работодателю платить меньше налогов и отчислений. Но и в отчеты для формирования средней по региону зарплаты уходят именно 12 тысяч: а эти отчеты, как мы помним, используются для установления уже белой зарплаты в крупных сетевых компаниях. Иначе говоря: малый бизнес «в темную» занижает цифры по зарплате, а крупный бизнес, руководствуясь ими, занижает зарплаты уже «в светлую». И это тоже замкнутый круг.
Третья – крупнейшим в регионе работодателем является государство, а крупнейшей группой работающих – бюджетники. Но зарплаты им выплачиваются исходя из возможностей казны, а она формируется выплаченными налогами. При низких средних зарплатах в казну попадает меньше налога на добавочную стоимость, на прибыль организаций, а «серые зарплаты» сильно роняют доходы по НДФЛ. В итоге: доходы в бюджетной сфере не растут потому, нет денег в казне, а в казне нет денег потому, что доходы у населения низкие. Замкнутый круг – уже третий.
Иначе говоря, сама себя эта система (по законам рынка) отрегулировать не может – вернее сказать, она уже себя отрегулировала в интересах максимизации доходов бизнеса, и с точки зрения этой системы низкие зарплаты – огромный плюс.
Правда, Алексей Русских – как и население региона – считают иначе.
Сломать порочный круг
Очевидно, что решить проблему может только внешнее (по отношению к рынку труда) воздействие – эту роль и должно взять на себя государство.
Работать планируют по всем трем направлениям: начнут со встреч с бизнесом, рассчитывая, что хотя бы часть работодателей добровольно пойдет на повышение зарплат, без применения репрессивных мер.
Части, полагают в правительстве, будет вполне достаточно: конкуренция на рынке труда заставит поднять уровень оплаты труда и остальных. Вот только для этого должна сработать система информирования населения – недостаточно, чтобы десять компаний подняли зарплаты на 15%, нужно чтобы об этом узнало население региона.
Так что внутриполитический блок планирует вести постоянное информирование о работе комиссии по повышению уровня оплаты труда.
- Уже есть кое-какие результаты, но это только начало пути, - отметил Игорь Эдель, - Некоторые работодатели уже прислушались к нашему призыву, вплотную начинаем вести системную работу. Будем привлекать, вызывать на комиссии несогласных. Уже подписаны несколько соглашений.
Механизм работы комиссии в целом понятен, но пока камнем преткновения власти и бизнеса оказывается не сам рост зарплат, а его размеры. Пока большинство работодателей соглашаются на 10% - что при инфляции выше 7% означает, что в действительности зарплаты не вырастут, сумма станет больше почти настолько же, насколько обесценится рубль.
- Тенденция к индексации в районе 10% - это маловато. – отметил Алексей Русских. – чтобы был реальный рост, нам надо стремиться к 15%. В аэропорту уже подняли на 15%, и до конца года будут поднимать еще на 5%. В сумме 20% - именно так и нужно. Нужно идти с плюсом к инфляции.
И Игорь Эдель признал, что пока на встречах с бизнесом наблюдается «забалтывание» проблемы повышением на 5-7% (помним про «максимизацию прибыли»?).
Но, учитывая серьезность подхода к проблеме, надежда на то, что ситуацию удастся качественно переломить – остается.