В последнее время термин «ассертивность» стал весьма популярным. Однако, далеко не все имеют представление о том, что это такое. В этой статье я расскажу вам об этом и, для лучшего понимания, приведу пример, который приводил нам, мне и другим студентам факультета психологии, преподаватель по психологии и этике.
«Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” – настаивать на своём, утверждать, заявлять, отстаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса».
Википедия говорит о том, что ассертивность – это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
Ассертивность – это психология партнерства. Несмотря на то, что глагол “to assert” переводится, как настаивание на своем, можно сказать, что это – позитивное настаивание. В конфликтных ситуациях человек с ассертивным поведением не впадает в крайности, не встает в позицию жертвы и не становится агрессором, а идет по срединному пути: никто никому ничего не должен, но мы друг друга уважаем.
Приведу пример:
Представьте себе такую ситуацию: вы пришли в кино, а перед вами сидит парочка и болтает в полный голос.
Часть людей будет молча терпеть из страха и неуверенности в себе. Другая часть людей начнет наезжать на эту пару, угрожать, кричать, материться, в общем, действовать из негатива.
Вы, как человек с ассертивным поведением поступите так:
1. Во-первых, вы объективно опишете действия, которые совершают люди.
- Вы очень громко разговариваете между собой.
2. Во-вторых, вы укажете на последствия их действий.
- В результате я не слышу того, что происходит на экране и не в состоянии понять и оценить этот фильм.
3. В третьих, вы опишете свои чувства.
- Как вы сами понимаете, меня это очень огорчает. Я надеюсь, это огорчает и вас.
И это очень огорчит моего папу, генерала МВД. И того снайпера (показываете пальцем куда-то в потолок), который уже взял вас под прицел (на самом деле, это шутка, про снайпера говорить не обязательно).
4. Наконец, вы говорите то, что хотите получить.
- Поэтому, будьте любезны, говорите потише.
Или
- Поэтому, будьте любезны, пересядьте.
Конечно, не каждому человеку стоит говорить шутку про снайпера. Есть и больные, которые могут не так понять, надо смотреть по ситуации и по человеку. Но все остальное, описанное в этом примере, работает безотказно.
Таким ассертивным поведением можно успокоить зарвавшегося клиента, горластую продавщицу, хама в автобусе, начальника на работе. Следуйте этим 4 пунктам и вы всегда будете на высоте. Орать, чтобы доказать свою правоту, вовсе не обязательно. Ну, если только очень уж хочется, а вообще крик ни к чему хорошему не приводит.
Напишите в комментариях ситуации, в которых вам доводилось применять ассертивное поведение, и какой из этого получался результат.
А я Вас люблю и обнимаю, Ваша Сердцеведка.