Найти тему
Понять не поздно

«Дикость» Матисса, покровительство Щукина и русские женщина Анри

На канале «ещенепознер» вышел фильм, посвященный творчеству главного французскому художнику XX

Матисс, Париж и «Женщина в шляпе»

«Я всегда буду любить живопись больше, чем тебя», – сказал Анри Матисс будущей жене Амели накануне свадьбы. И сдержал обещание. Хотя долгие годы мадам Матисс оставалась единственной музой художника. При этом она была далеко не единственной его натурщицей. Однако к ним плотских чувств художник не питал, постоянно напоминая, что «пишет картины, а не женщин».

Матисс работал много и плодотворно, но в первое время картины не приносили семье художника достатка.

Впервые Анри, юрист по образованию, взялся за художественные принадлежности на больничной койке. Два месяца он провел в отделении хирургии после удаления аппендицита. Чтобы сын не скучал, мама принесла ему краски и кисти.

Почему не книги, например?

Дело в том, что мать Анри Матисса расписывала горшки. Можно сказать, что пристрастие к изобразительному творчеству передалось ему по наследству.

Пока художник искал собственный стиль и почерк, его жена открыла в Париже собственный бизнес – шляпный магазин. Энергичной по природе женщине нужно было чем-то заниматься и содержать семью, в которой было уже трое детей: двое сыновей и дочь Матисса от непродолжительного романа с натурщицей Каролиной Жобло. Девочку звали Маргарита. Она родилась еще до официального брака отца. После свадьбы именно Амели предложила взять ее в семью. Понимая, что с отцом ей будет лучше, Каролина отдала дочь.

Пока жена зарабатывала на жизнь, Матисс, вдохновленный ею, творил.

На Осеннем салоне 1905 года в Париже он представил в том числе картину «Женщина в шляпе» – портрет Амели – полотно, выполненное в ярких синих тонах.

Уже тогда Матисс дает цвету свободу превосходить над формой, композицией, правилами. Однако ценители такой подход к живописи воспринимают неоднозначно. Популярный критик Луи Воксель даже назвал собрание работ Матисс и его товарищей (Дерен, Марке, Манген и Камуэн) дикостью. Отсюда появился термин «фовизм», который до сих пор характеризует французскую живопись 1904\08 годов. Фовизм, конечно, взял истоки в импрессионизме, неоимпрессионизме и дивионизме, но являлся самостоятельным течением.

Импрессионизм – в переводе с французского языка обозначает «впечатление». Термин характеризует направление в живописи, появившееся в конце 19 века во Франции. Знаменитые импрессионисты: Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега. В России: Коровин, Серов, Куинджи и Левитан.

Неоимпрессионизм или дивионизм – течение в живописи близкое к импрессионизму. Главная особенность заключается в том, что краски не смешиваются на черновике, чтобы добиться нужного цвета. Чистые цвета художники точками наносили непосредственно на холст. При разглядывании картины с некоторого удаления, мазки смешиваются в сложные насыщенные цвета. Представители направления: Поль Синьяк, Жорж Сёра, Камиль Писсарро.

Сергей Щукин и Анри Матисс

В 1905 году в семье русского мецената и коллекционера Сергея Щукина случилась трагедия – пропал сын. Мальчика искали, но безрезультатно. Несмотря на несчастье семья собирается и отбывает в Египет. Сохранилась фотография: Щукины на фоне пирамид, у всех грустные лица и не хватает одного мальчика. Ребенка нашли в конце марта. Тело выловили в Москве-реке в половодье. Щукины к тому моменту уже вернулись домой.

Ребенка похоронили и Сергей Щукин засобирался везти на обучение второго сына. Однако в последний момент отложил свои планы и поехал во Францию на салон Независимых (1906 год).

Там он впервые увидел картину Анри Матисса «Радость жизни». Некоторые искусствоведы считают ее главной в творчестве художника.

У русского мецената уже было несколько работ импрессионистов и дивионистов, однако желания познакомиться с авторами работ он никогда не изъявлял.

А здесь загорелся.

Так Щукина впечатлила «Радость жизни», что он попросил Амбруаза Воллара, одного из главных французских торговцев искусством, познакомить его с Матиссом.

Возможно, Щукин купил бы картину, но ее уже приобрела писательница Гертруда Стайн, а позже перекупил коллекционер Альфред Барнс. Картина и сейчас находится в его коллекции. Долгое время, по завещанию Барнса, ее запрещено было показывать в цвете.

После знакомства Щукин и Матисс будут сотрудничать семь лет. За это время коллекционер купит 37 полотен художника и отправит ему столько же писем. Позже закажет еще 11 работ.

Щукин был для Матисса идеальным заказчиком: он покупал не только законченные, но и едва начатые полотна, не просил заранее согласовывать эскизы, не спрашивал о сюжетах, – предоставлял Анри полную свободу творчества.

Считается, что благодаря Щукину весь лучший довоенный Матисс хранится в России.

Кроме свободы творчества, Щукин обеспечил Анри и некоторую финансовую независимость. Кроме того, галерея Берхейн предложила художнику контракт.

Так Матисс начал свое восхождение.

«Танец» Матисса и замазанный интим

После смерти жены в 1907 году, Сергей Щукин взял в дом на воспитание приемных девочек. Чтобы украсить лестницу в доме, он заказывает у Матисса панно. Тем более в доме коллекционера Морозова уже висит панно «Нимфа и сатир». Через некоторое время художник присылает эскиз картины «Танец», где на синем фоне изображены обнаженные тела танцующих.

-2

Щукин посчитал, что для России это слишком откровенно. Тем более в доме – юные барышни, а окружении – консерваторы. Тогда Сергей Иванович попросил Анри «одеть» героев картины.

Однако Матисс пишет картину в том виде, в котором задумал и выставляет на Осеннем салоне в 1910 году. Критика, даже европейская, обрушивается на него с укорами и негодованием.

Щукин, присутствовавший на выставке, уезжает домой с пустыми руками. Но по дороге меняет мнение. Из Варшавы он пишет Матиссу, что картину все-таки покупает.

Позже Щукин пригласил Матисса в гости в Москву с тем, чтобы художник помог коллекционеру развесить полотна в доме. Тогда-то Анри и увидел, что интимные подробности героев «Танца» закрашены акварельной краской. Щукин не смог повесить картину в авторском варианте. Однако художника это не задело, он даже сделал вид, что не заметил изменений.

Русские страсти Матисса…

В период, когда Матисс становился как художник, жена была не только его музой – она взяла на себя бытовые заботы. Но с каждым годом он становился все более популярным, потом знаменитым, а в итоге – великим.

Пикассо говорил: «Когда я работаю, я думаю, что есть еще и Матисс. Я должен держать планку».

Амели переходит из разряда муз в разряд мамочки.

Впервые это ее новое свойство четко проявилось, когда она взяла в дом молодую, возможно любовницу Матисса, русскую художницу Ольгу Меерсон.

Девушка была ученицей Академии искусств, которую открыл художник при финансовой поддержке семьи Стайн. Перед поездкой в Россию, Анри привел Ольгу в дом, так как у нее были проблемы с наркотиками. Мадам Матисс приняла девушку и обещала позаботиться. Однако та, в период отсутствия Матисса, рассказала Амели о своих чувствах к нему. После возвращения отношения с русской ученицей он разорвал. Через некоторое время она застрелилась.

А мадам Матисс снова впала в депрессию, которая впрочем преследовала ее давно.

В начале30-х годов она заболела. Для ухода за ней и помощи по дому Матиссы наняли русскую эмигрантку Лидию Делекторскую. Со своими обязанностями Лидия справлялась хорошо. Поначалу особого внимания на женщину Анри не обращал. Но однажды, войдя в комнату жены, он увидел Делекторскую у постели Амели в необычной художественной позе и решил писать с нее.

-3

В 35-м году Матиссы официально развелись. Амели забрала у мужа половину имущества и коллекции. Он переехал в Ниццу и забрал с собой Лидию. Они провели вместе 20 лет. Однако, как до последнего дня утверждала сама Делекторская, интимной близости между ними не было. Она была его помощницей и иногда натурщицей.