Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Экспедиция длиной в полгода, или Как спасали последний паровоз П36, которому исполнилось 65 лет

В августе этого года последнему выпущенному в СССР пассажирскому паровозу широкой колеи серии П36 под номером 0251 исполнилось 65 лет, но этого могло бы и не случиться и уникальный паровоз скорее всего просто погиб если не усилия энтузиастов по его спасению.

Паровоз серии П36 — одно из ярчайших достижений отечественной школы паровозостроения, выпущенный на Коломенском заводе. С 1869г. по 1956г. этот завод построил 10420 паровозов, о чём свидетельствуют доска на фронтонном листе машины.  Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии П36 — одно из ярчайших достижений отечественной школы паровозостроения, выпущенный на Коломенском заводе. С 1869г. по 1956г. этот завод построил 10420 паровозов, о чём свидетельствуют доска на фронтонном листе машины. Фото: Алексей Алексеев

После победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. основу парка пассажирских паровозов Советского Союза составляли паровозы серии Су (Сормовский усиленный) с осевой нагрузкой около 18 тонн и паровозы серии ИС ("Иосиф Сталин") с осевой нагрузкой 20 тонн.

Пассажирский паровоз серии Су 250-74 в составе регулярного пригородного ретропоезда "Селигер" на ОП 106 км. Заповедная Бологое-Полоцкая железная дорога. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирский паровоз серии Су 250-74 в составе регулярного пригородного ретропоезда "Селигер" на ОП 106 км. Заповедная Бологое-Полоцкая железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Тяжёлые паровозы серии ИС могли применяться только на ж/д магистралях, где путь был в отличном состоянии, а после войны таких в нашей стране было совсем немного.

Тяжёлый и мощный пассажирский паровоз серии ИС ("Иосиф Сталин")
Тяжёлый и мощный пассажирский паровоз серии ИС ("Иосиф Сталин")

Паровозы Су, с меньшей осевой нагрузкой, уже переставали справляться с возросшими объёмами пассажироперевозок. Вследствие чего возникла острая потребность в более мощном пассажирском паровозе, но с осевой нагрузкой около 18 тонн.

Паровоз серии П36-0251 на Коломенском заводе. Август 1956 года. Фото из архива Коломенского завода
Паровоз серии П36-0251 на Коломенском заводе. Август 1956 года. Фото из архива Коломенского завода

Проектирование нового паровоза велось в Подмосковье на паровозостроительном Коломенском заводе под руководством главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского (1898-1968). Паровоз с номером 0001 был готов к концу 1949 года. Официально его выпуск приурочили к 70-летию И.В. Сталина.

Паровоз серии П36-0001. Фото из архива Коломенского завода
Паровоз серии П36-0001. Фото из архива Коломенского завода

Первый паровоз испытывался на Опытном кольце в Щербинке и на разных железных дорогах нашей сети. Максимальная мощность паровоза, достигнутая в ходе испытаний, составила 3360 л.с., что и по нынешним меркам очень хороший результат. Новые локомотивы отличались совершенной конструкцией, имевшей множество нововведений.

Серийная постройка паровозов П36 продолжалась с 1954 по 1956 год и завершилась она выпуском паровоза под номером 0251.

Паровоз серии П36-0251 на Коломенском заводе. Август 1956 года. Фото из архива Коломенского завода
Паровоз серии П36-0251 на Коломенском заводе. Август 1956 года. Фото из архива Коломенского завода

Новые паровозы поступали в эксплуатацию на Октябрьскую, Московско-Рязанскую, Сталинскую, Куйбышевскую и другие железные дороги.

Массовый переход на современные виды тяги (дизельную и электрическую), происходивший в СССР в 1950-1960-е годы, привёл к довольно быстрому вытеснению паровозов П36 новыми локомотивами с самых загруженных пассажирскими поездами магистралей.

Паровоз серии П36 с пассажирским поездом на мостах в С.-Петербурге. Эти паровозы водили в своё время знаменитую "Красную стрелу" и поезд "Россия" (Москва—Владивосток). П36 имел прозвище "генерал" за характерные яркие полосы на борту, напоминающие генеральские лампасы
Паровоз серии П36 с пассажирским поездом на мостах в С.-Петербурге. Эти паровозы водили в своё время знаменитую "Красную стрелу" и поезд "Россия" (Москва—Владивосток). П36 имел прозвище "генерал" за характерные яркие полосы на борту, напоминающие генеральские лампасы

Последние паровозы П36 были отставлены на базы запаса Забайкальской железной дороги в 1973-1974 годах. Исключение из инвентаря и передача паровозов на промышленные предприятия начались в 1982 году.

Паровоз П36-0251 работал на Куйбышевской, Северной и Дальневосточной железных дорогах. В 1982 году, из депо Вяземская, паровоз был передан на завод "Дальводреммаш", в Уссурийске, где около 10 лет использовался в качестве котельной.

Паровоз П36-0251 на заводе "Дальводреммаш", который использовался здесь в качестве котельной, опутанный сетью паропроводов. 1991 год. Фото: Аркадий Ликальтер
Паровоз П36-0251 на заводе "Дальводреммаш", который использовался здесь в качестве котельной, опутанный сетью паропроводов. 1991 год. Фото: Аркадий Ликальтер

Спасение паровоза энтузиастами и сотрудниками музея для истории железных дорог России

Судьба последнего отечественного пассажирского паровоза всегда вызывала интерес у любителей старых локомотивов. Местонахождение паровоза было известно, велась переписка с его владельцем, изредка паровоз "навещали" и фотографировали. Однако реальных шагов по его фактическому спасению не было. Лишь осенью 1991 года Центральный музей Октябрьской железной дороги приобрёл паровоз по цене металлома. А в июне 1992 года началась уникальная операция по доставке паровоза в Санкт-Петербург. Руководителем этой операции был Вадим Николаевич Воронин (1947-2011), начальник отдела техники Центрального музея Октябрьской железной дороги.

Вадим Николаевич Воронин, 1992 год. Участие в экспедиции принимали и другие научные сотрудники музея: Сергей Леонидович Погодин и Игорь Константинович Тимофеев. Много усилий для спасения уникальной машины приложила директор музея Валентина Ивановна Мисаилова. Фото: И.К. Тимофеев
Вадим Николаевич Воронин, 1992 год. Участие в экспедиции принимали и другие научные сотрудники музея: Сергей Леонидович Погодин и Игорь Константинович Тимофеев. Много усилий для спасения уникальной машины приложила директор музея Валентина Ивановна Мисаилова. Фото: И.К. Тимофеев

Чтобы вывезти паровоз с территории завода, участники экспедиции освободили его от технологических паропроводов и металлоконструкций, убрали горы шлака, подготовили ходовые части к передвижению до ближайшего депо и организовали ремонт подъездного пути длинной около 2,5 километров.

Паровоз освобожден из железного плена трубопроводов, июнь 1992 года. Фото: И.К. Тимофеев
Паровоз освобожден из железного плена трубопроводов, июнь 1992 года. Фото: И.К. Тимофеев
Игорь Тимофеевич очищает габарит прохода для движения П36-0251, июнь 1992 года. Фото: В.Н. Воронин
Игорь Тимофеевич очищает габарит прохода для движения П36-0251, июнь 1992 года. Фото: В.Н. Воронин

Все проблемы удалось решить только к осени 1992 года, и паровоз доставили в депо, откуда ему предстояло отправиться на расстояние свыше 9000 километров.

Демонтаж транспортёра, июль 1992 года. Фото: В.Н. Воронин
Демонтаж транспортёра, июль 1992 года. Фото: В.Н. Воронин

К паровозу были прицеплены ещё 4 экспоната, приобретённые на Дальневосточной железной дороге: паровоз Еа2201, крытый вагон канадской постройки и бронеплощадка. Музейная сплотка отправилась к месту назначения в сопровождении Вадима Николаевича Воронина и локомотивной бригады депо Ленинград-Сортировочный-Московский во главе с опытным машинистом Валерием Андреевичем Сергеевым.

Транспортировка музейной сплотки по Дальневосточной железной дороге, 1992 год. Фото: В.Н. Воронин
Транспортировка музейной сплотки по Дальневосточной железной дороге, 1992 год. Фото: В.Н. Воронин

В декабре 1992 года, незадолго до Нового года, полугодовая экспедиция по спасению уникального паровоза П36-0251 завершилась на путях музейной площадки в Шушарах. В дальнейшем, силами энтузиастов и сотрудников музея паровоз был отреставрирован.

Сейчас он занимает почётное место в составе музейной экспозиции в "Музее железных дорог России" в С.-Петербурге на Балтийском вокзале.

Музейные будни последнего отечественного пассажирского паровоза серии П36-0251 Фото: Алексей Алексеев
Музейные будни последнего отечественного пассажирского паровоза серии П36-0251 Фото: Алексей Алексеев

Автор выражает огромную благодарность "Музею железных дорог России" г.С.-Петебург за предоставленную информацию об уникальном паровозе серии П36 и его спасении.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram