Если вы хотите найти источник конкурентного преимущества, которого нет у ваших конкурентов, выделиться на рынке и выйти в лидеры, то самое время обратить внимание на стратегические операционные приоритеты. За последние тридцать лет (во времен выхода в свет кирпича Чейза) произошло несколько революций:
1. Информационная (IT) - идет до сих пор;
2. Бизнес-процессы, спасибо Хаммеру и Чампи (а также Демингу и Оно)
3. Инновации - очень круто, непонятно и рискованно.
4. Искусственный интеллект, умные роботы и т.д.
Но работу никто не отменял. Для того, чтобы достичь цели нужно решить ряд задач и выполнить множество самых разных операций, при чем сделать это не один, а миллион раз, в рамках бюджета и на заданном уровне качества. Что же выбрать в виде приоритета? На чем сфокусировать свое внимание? При этом не забываем, что конкуренты не дремлют, а потребители меняют свои привычки.
Я отправился на поиски операционных приоритетов вооружившись методом Гипермышление. Первые десять лет я искал приоритеты, проводил и читал интервью с менеджерами, наблюдал за работой персонала, просеивал информацию из многочисленных источников, включая отчеты, публикации и книги. В итоге мне удалось заполнить, а потом пересобрать три матрицы, и результат этого поиска в этой статье, в сжатом 5-ти минутном формате.
Три матрицы операционных приоритетов для формирования конкурентного преимущества.
Классика - XX-й век
Эти приоритеты мы подробно разобрали на примере работы предприятия быстрого питания (см. ЗДЕСЬ).
Новые (с 2000-х)
Интересно получается, что даже в таком традиционном бизнесе, как питание (фастфуд - уже подразумевает скорость, как приоритет, существует противоречие из нескольких приоритетов. Если выбирать из новых приоритетов, то важно понимать, что покупатели/клиенты могут не воспринимать и не оценивать эти приоритеты, которые больше проявляются в новых отраслях и бизнесах. А потому, предприятие питания должно стать чем-то большим, чем просто бургер или шаверма.
Экологичность - это не только крафтовая бумага, бумажная посуда, минимизация выбросов, кошерная продукция, и т.д. это может обозначить вклад организации во внешнюю среду и таким образом расположить людей к своей компании.
Но экологичность можно понимать не только в контексте зеленой экономики, здорового питания, экологичность это еще этичное отношение. Экологичность проявляется в ответственности за долгосрочные последствия (например лишний вес любителей фастфуда), так и в ответственности перед третьими лицами, людьми, которые могут испытывать неприятности из-за мусора, создаваемого упаковкой.
...
Если же мы возьмем такой новый приоритет, как "конкурентное преимущество", то получается, что наш продукт должен делать клиента не просто сильнее, веселее, а усиливать потенциал и создавать преимущество! Тогда мы можем представить себе такую ситуацию, когда наша продукция идет в сеть малого бизнеса в виде полуфабрикатов высокой степени готовности. И известность нашего продукта, вкус и гарантия качества продукции обеспечивает наших партнеров устойчивым спросом.
Но для создания устойчивого конкурентного преимущества одних "пирожков" будет мало, необходима систематическая информационная и аналитическая поддержка, когда наш продукт становится услугой по прокачки наших партнеров по бизнесу или франчайзи.
Новейшие (с 2020-х)
Что касается новейших приоритетов, то они интересны тем, что представляют из себя синтез современных технологий и новых концепций. Например: задача максимизации полезности перешла в удовлетворение клиента, после трансформировалась в повышение ценности предложения, достижение уникальности, и в конце концов переросла в задачу помощи клиенту в достижении им успеха!
Аналогично можно проследить формирование других "новейших приоритетов" и получить подсказку в механизме их формирования в бизнесе.
Если вы прочитали и ничего не поняли, то идите работать, но перед началом работы постарайтесь расставить приоритеты. Спросите себя, что в работе для вас самое важное:
- сделать быстро?
- сделать качественно?
- или с минимальными затратами?
И как только разберетесь с тремя приоритетами для себя повышайте уровень: - что важно в работе отдела? - в работе организации?
А затем переходите к поиску вариантов в матрицах!
ИП/2021
#Операционный_менеджмент
#Стратегия
#Операционные_приоритеты