...На градуснике уже -46, лед под колёсами трещит, даже в кабине иногда слышно. Впереди как будто парит что-то. Я по тормозам, только один большой полюс у моего прицепа, так это то что тормозит он отлично, ну якорь он и есть якорь)).
Так и есть: трещина! Этого нам ещё и не хватало. Взял я лопату начал глубину мерять, тут и Коля с Эдиком подошли.
-Да уж, страшновато, что делать то будем? –спросил «Стрясённый».
-Думать надо.
По льду ходим, смотрим, прыгаем…
-Я думаю пройдём, лёд толстый, я поеду, а вы смотрите, как пройду это место, остановлюсь, вы следом идите, но по одному.
-Давай Гриша, с Богом.
Сел я в кабину, жутковато, однако. Дверку не стал закрывать, начинаю осторожно с места трогаться, пошёл по участку где трещина. Вода стала из трещины появляться, но не много, от страха под ложечкой сосёт, так и хочется рвануть вперёд, ощущение как будто вот, вот КамАЗ провалится…
Ну всё прошёл! Смотрю Коля «Душман» поехал… Прошёл! Теперь очередь Эдика на «шаланде», ну он то полегче, должен тоже проехать. Так и есть, прошёл и Эдька.
-Что-то я аж вспотел маленько мужики. –вытирая пот со лба, заулыбался Эдик.
-Не ты один, Грния, а как там дальше? Будут ещё такие сюрпризики?
-Не знаю Колян, я же второй раз только здесь иду, а как мужики говорят, тут за пару часов всё поменяться может.
Настроение слегка поднялось, после преодоления небольшого, но всё-таки, препятствия. Катим дальше, так же осторожно, не торопясь.
Показался остров, где мы Виктору на «Урале» помогали головку ставить. Решили слегка передохнуть, поесть. Я Виктора опять вспомнил, как он про опасные места рассказывал, и как их лучше проходить.
Долго стоять не стали, мороз всё больше давит, на градусниках уже -51! Пошли дальше.
Шагаем по колее, оставленной какой-то тяжёлой техникой. Туман стоит, да такой что дорогу видно едва, едва. Поторопится надо бы, а то по темноте вообще видимость почти что нулевая станет.
Начинает смеркаться. Втыкаю 3Н, конечно рискую, но хочется же побольше сегодня пройти, мороз то крепчает, а на наших старичках КамАЗах лишний час на таком морозе тоже ничего хорошего не сулит.
КамАЗ идёт с таким грузом более менее нормально, подъёмов и спусков же нет. Слышно, как иногда лёд потрескивает. Всё надо сбавлять ход, видимость ухудшилась и даже противотуманки мало чем помогают.
Переключился на 2В, во все глаза смотрю на лёд. Здесь уже река Хулга делает большую петлю. Тоже опасная река, ключей много на дне, они лёд подтачивают, а трещин почти что не видно!
Ну всё окончательно стемнело. Ещё чуть скорость сбрасываю, В зеркало смотрю Коля фарами сигналит. Остановился. И бегом к «Душману».
-Ты чего? С машиной что-нибудь?!
-С машиной нормально, «Стрясённый» что-то отстал, не видать его уже минут 10-15. Подождали немного, нет Эдика.
-Гриша отстёгивай мой прицеп, я вернусь посмотрю где он там застрял.
-Давай.
Я весь на нервах, что-то долго их нет. Сначала услышал, как КамАЗовский дизель на высоких оборотах ревёт, потом свет фар за поворотом показался. Коля Эдика тащит.
-Чё случилось?!
-Компрессор развалился, напрочь! Приехали короче!
-Есть у меня в ящике старенький, масло подкидывает, но качает нормально.
А мороз то -51! Выхода нет, только менять, и как можно быстрее.
При свете фонариков начали менять, мороз можно сказать пинками подгоняет, за металл не взяться, мотор на Эдиковом КамАЗе моментом остыл. Всё собрали, тосол залили, чуть паяльной лампой поддон подогрели, пуск. Забубнил «татарин»! Дым из трубы валит, ну прямо дымовая завеса. Воздух в систему пошёл.
Мы по кабинам разбежались, задубели напрочь, хоть и не так уж много времени у нас ремонт занял. Ещё раз всё посмотрели не сочится ли где что. Всё нормально. Пошли дальше.
Солярка на такой скорости, да в такой мороз летит как очумелая. Дошли до пятачка. Вымотались за этот день, быстро перекусили и спать. Кабина, то ли от старости, то ли от мороза потрескивает, может и не она, сейчас что хочешь может послышаться, а на градуснике -55 уже! Сильно не разоспишься.
Поспали мы чуть больше двух часов, и дальше пошагали. Масло в мостах успело уже застыть, идём на 1В, минут через пятнадцать 2Н. Пошли перемёты, сначала редкие, а дальше больше, рисковать не стали, в цепи обулись. Здорово они выручают, КамАЗ с ними как трактор гребёт!
У меня в кузове бетонные основания под мачты и ящик в половину кузова тяжёлый, задняя тележка хорошо прижата.
В прицепе всего то один ящик, из досок сколоченный размером 8,50 х 2,45 х 2,60, что в нём я не знаю, да за чем мне. По краям железными уголками ящик усилен, а сверху «уши» торчат, что бы краном можно было зацепить. Короче приличный у меня «якорь», а не прицеп)).
КамАЗ хоть, по нынешним меркам, и слабак с его 210 сильным движком, да ещё с практически «yбитой» поршневой, но всё равно старается бродяга тащит…
Один раз ещё раз остановились на пяток минут, колёса проверили, да и вообще машины, и дальше шагнули. Усталость всё больше накрывает, а особенно глаза, они же всё время в напряжении, спина ноет…
Ночью увидел я огоньки, ну вот она метеостанция. Дошли Слава Богу! На станции ночует гусеничный вездеход-бензовоз, дизель у него молчит, рядом ГАЗ-66 стоит, у него из выхлопной пар идёт, чуть дальше в снегу ещё один гусеничный тягач стоит, тоже с заглушенным двигателем. Будить мы никого на станции не стали , одна мысль в голове: спать! Улеглись в кабинах…
Только я уснул, стук по двери, я спросонья и усталости, аж напугался! Открываю, ну надо же знакомый дизелист стоит.
-Привет Егорыч.
-Привет, а это ты Гриня, а я смотрю вроде КамАЗ знакомый, ладно пошли на станцию, там поспите.
-А у вас же вроде уже есть гости? –и я кивнул на тягачи и ГАЗ-66.
-Есть места для вас, а мужики все в будке, в «Шишиге» спят, пошли скорее холодно же!
Я разбудил Коляна и Эдика, и мы пошли на станцию. Заходим во внутрь, а там молодой парень сидит, оказывается это новый метеоролог. Знакомимся:
-Гоша.
-Гриша, Эдик, Коля.
-Располагайтесь мужики на свободные койки.
-А как с выгрузкой?...
-Завтра всё завтра, решим, а сейчас спать.
Я только на койку лёг как сон меня словно обухом мгновенно вырубил, мужики скорее всего также быстро уснули…
Проснулись уже ближе к обеду, тягачей и ГАЗ-66 уже и след простыл. Гоша тем временем связался по рации с геологами, те сказали, что пока мороз хотя бы до -30 -33 не спадёт выгрузки не будет, так что ничего не остаётся, как только ждать.
-Ну и ладно, хоть отдохнём денёк-два. -подвёл итог «Душман».
-Да мужики глушите свои керогазы, ждите, отдыхайте. -сказал Егорыч. –места всем хватит.
Эдик своего КамАЗа подогнал поближе к метеостанции, у него электрические тэны в блоке стоят, что бы провода хватило. Глушим дизеля, снимаем аккумуляторы, и заносим их в дизельную. А мороз этим утром аж -56 даванул.
Ничего не делаем, книжки листаем, иногда в картишки перекидываемся, короче в режиме ожидания находимся. А ещё спим, как «Душман» сказал: в прок.
День прошёл, второй, на третий мороз стал быстро ослабевать: -52, -48, -44, -36, -30, а при -28 вызвали автокран от геологов. Первым пришёл «Урал» с ППУ, размотал он свои рукава, запустил ППУ, разогрел мой и Колькин КамАЗы, запустились дизеля как будто летом, с полтычка.
Тут и автокран на базе КрАЗа пришёл, раскинул лапы и началась выгрузка. Под вечер, когда уже стемнело, всё закончили. Решили переночевать, а рано утром выезжать. Так и сделали.
Пустые КамАЗы весело бегут, да ещё и домой, оно как-то приятнее возвращаться. Поторапливаемся, пока снег не пошёл, или мороз снова не придавил. Сейчас нам надо до Хулимсунта дойти поскорее, а там уже полегче будет, и зимник не такой опасный уже.
Еду думы думаю, и тут мой КамАЗ резко в право повело, даже не повело, а бросило! Газу! Руль чуть влево, машину стало разворачивать, руль в право, КамАЗ дрифтуя стал заваливаться направо, в пот аж бросило!
Отпускаю газ, справа как будто запарило, выруливаю левее, «играя» газом, стараюсь выровнять машину, и поймать дорогу… ещё газку, колёса бешено вращаясь буксуют, дизель орёт на повышенных оборотах, цепи на колёсах как фрезы рвут и крошат лёд.
Крен вроде уменьшился, но машина колом встала, прицеп мёртвой хваткой держит, да чтоб тебя! Верчёный ты якорь! Пулей вылетаю из кабины, за считанные секунды отсоединил шланги и провод, повезло: фаркоп расстегнул с первой же попытки.
Прицеп сильно завалился направо, и вода по льду растекается, я бегом в кабину. Пытаюсь успокоится, почти что на холостых оборотах, медленно отпускаю сцепление, КамАЗ сантиметр за сантиметром начинает ползти вперёд.
Я руль так сжал, что аж пальцы свело, нога на педали дрожит. Страшно! Выбрался на ровное место. Смотрю Эдик с Колей бегут ко мне. Я к прицепу, он правой стороной ушёл в трещину, а из неё вода сочится и тут же замерзает. В такой мороз времени много не надо, схватится прицеп, как бетоном, потом мучайся вымораживай его!
Мужики подбежали, быстро решили, что делать: я трос разматываю, «Душман» с Эдиком быстро на его КамАЗе прицеп отцепили, Коля по дуге, как можно дальше объехал меня, а я уже трос на прицеп накинул. Короче двойной тягой вытащили мы прицеп из той трещины.
Аккумуляторный ящик, ресивера, ящик с инструментом, бак колёса… всё во льду. Прицеп на глазах почти что весь льдом покрылся. Смотрю на прицепе штанга реактивная загнута, на среднем мосту тормозная камера оборвана, заглушил я её.
От нас пар идёт!
-Гриня, ты же сейчас чуть под воду не ушёл! –проговорил Коля дрожащим голосом.
-Я видел! Вода до самого кузова была, когда ты заваливаться начал! –подтвердил Эдик.
А меня всё то ещё потрясывает. –ага, я уж думал, что выпрыгивать надо!
-Всё ходу отсюда, и чем быстрее, тем лучше! И нафиг я согласился на этот рейс! –в сердцах выкрикнул «Душман».
Мимо по Колиным следам Эдик крадучись на «шаланде» проехал.
По коробке. Идём тем же порядком: я, Коля, Эдик замыкающий.
Ночью пришли в Халимсунт. Сварили чай, настроение всё то возбуждённое. Сидим у «Стрясённого» в кабине.
-Я сейчас. выпрыгивая из кабины кинул Коля…
-Вот! -с этими словами он достал бyтылkу вoдkи. –берёг как НЗ, но сейчас именно тот случай!
Разлили её окаянную всю по трём кружкам, залпом, зараз, опрокинули. Варить что-то не было не сил не желания, закусили салом и галетами, которые по вкусу мало чем от фанеры отличаются. Молча попили чай и по кабинам, спать.
Утречком проснулись позавтракали, перелили солярку в баки, масло в движки плеснули. Ещё купили топлива, по сходной цене. В магазине докупили продуктов, а особенно в радость был свежий хлебушек, осточертели эти безвкусные галеты!
Наслаждаемся хлебом, с хрустящей корочкой, который показался вкуснее всяких тортов, чай пьём...
Продолжение следует...
#за рулём #дорогами севера #грузовики #авто #рассказы #зимник #истории дальнобойщика #шофёры #риск #настоящие мужчины
Сюжет Григория Гусарова в обработке автора канала "О технике и не только"
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Благодарность автору за его труд:
Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях.
Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и общедоступных источников.