Найти тему
Не галопом по Европам

Эрмитаж, Антонио Канова - последний классик скульптуры?

Эрмитажу повезло, он хранит одну из самых крупных коллекций скульптуры Антонио Кановы: от самых ранних работ мастера, выполненных в 19 лет, до зрелых шедевров, достойных Лувра.

Значит, несказанно повезло и нам, ведь мы этими белоснежными произведениями из мрамора имеем возможность любоваться, а в нынешние времена еще и в полупустых залах.

Есть что-то невероятное в том, чтобы в бесформенной каменной глыбе разглядеть будущее произведение искусства и "отсечь все лишнее".

Канова работал именно так: даже скульптурные группы в его исполнении изначально были единым куском мрамора. Наверное, лучший пример, выставленный в Эрмитаже, - Три Грации.

Три Грации, Антонио Канова, 1812-1816 гг
Три Грации, Антонио Канова, 1812-1816 гг
 Нарисовать-то нелегко, а безошибочно высечь из камня каково...
Нарисовать-то нелегко, а безошибочно высечь из камня каково...

Вообще-то по манере его работ я предполагала, что мастер творил веке эдак в семнадцатом, сразу вслед за Бернини, но нет, в девятнадцатом.

Можно, конечно, просто заглянуть во всезнающую сеть и посмотреть даты жизни великого итальянца, а можно всего лишь взглянуть вот на эту работу Антонио Кановы (мою любимую).

Правда, для этого придется отправиться в Рим :)

Перед нами Полина Бонапарт, блистательная красавица, сестра Наполеона, которая уж точно жила в XIX веке.

Скульптура Венеры Победоносной, выполненная в натуральную величину, модель - Полина Бонапарт. Галерея Боргезе, Рим
Скульптура Венеры Победоносной, выполненная в натуральную величину, модель - Полина Бонапарт. Галерея Боргезе, Рим
А вот и братец. Портрет Наполеона в Эрмитаже, Антонио Канова и мастерская
А вот и братец. Портрет Наполеона в Эрмитаже, Антонио Канова и мастерская

В Эрмитаже вы увидите одну из самых ранних работ "неуча-самородка" - "Орфей" (1777 г).

Отец будущего мастера был каменотесом, это тяжелое ремесло должен был перенять и сын. Вышло несколько иначе. Свой первый заказ юноша получил в 16-17 лет, это были "Орфей и Эвридика."

Орфей, Антонио Канова, скульптура, выполненная начинающим мастером в 19 лет
Орфей, Антонио Канова, скульптура, выполненная начинающим мастером в 19 лет

Увидите вы и более поздние работы и, конечно, Амура и Психею.

Век двадцатый, увы, не принес нам столь же блистательных творцов.

Геба, 1800-1805 гг
Геба, 1800-1805 гг
Танцовщица. Из собрания императрицы Жозефины
Танцовщица. Из собрания императрицы Жозефины
Поцелуй Амура и Психеи, 1794-1797 гг
Поцелуй Амура и Психеи, 1794-1797 гг

Ничего подобного после Антонио Кановы уже не создавалось, он был последним классиком в скульптуре. Но представляете, находились и критики.

На заре импрессионизма Роберто Лонги (1890—1970), итальянский искусствовед, историк искусства, позволил себе отозваться о мастере следующим образом: "Антонио Канова - скульптор, родившийся мертвым, чье сердце находится во Фрари, рука в академии, а остальное не знаю где...".

Наверное, он всерьез полагал, что мазня импрессионистов талантливее.

Уже в наши дни парировал этот выпад хранитель коллекции Эрмитажа: "Видя эти строки, я могу только предположить, что известный в свое время критик следил за работами Кановы, но не видел его творений."

Вот с этим я с удовольствием соглашусь : )

Всем счастливых дорог!