Эрмитажу повезло, он хранит одну из самых крупных коллекций скульптуры Антонио Кановы: от самых ранних работ мастера, выполненных в 19 лет, до зрелых шедевров, достойных Лувра.
Значит, несказанно повезло и нам, ведь мы этими белоснежными произведениями из мрамора имеем возможность любоваться, а в нынешние времена еще и в полупустых залах.
Есть что-то невероятное в том, чтобы в бесформенной каменной глыбе разглядеть будущее произведение искусства и "отсечь все лишнее".
Канова работал именно так: даже скульптурные группы в его исполнении изначально были единым куском мрамора. Наверное, лучший пример, выставленный в Эрмитаже, - Три Грации.
Вообще-то по манере его работ я предполагала, что мастер творил веке эдак в семнадцатом, сразу вслед за Бернини, но нет, в девятнадцатом.
Можно, конечно, просто заглянуть во всезнающую сеть и посмотреть даты жизни великого итальянца, а можно всего лишь взглянуть вот на эту работу Антонио Кановы (мою любимую).
Правда, для этого придется отправиться в Рим :)
Перед нами Полина Бонапарт, блистательная красавица, сестра Наполеона, которая уж точно жила в XIX веке.
В Эрмитаже вы увидите одну из самых ранних работ "неуча-самородка" - "Орфей" (1777 г).
Отец будущего мастера был каменотесом, это тяжелое ремесло должен был перенять и сын. Вышло несколько иначе. Свой первый заказ юноша получил в 16-17 лет, это были "Орфей и Эвридика."
Увидите вы и более поздние работы и, конечно, Амура и Психею.
Век двадцатый, увы, не принес нам столь же блистательных творцов.
Ничего подобного после Антонио Кановы уже не создавалось, он был последним классиком в скульптуре. Но представляете, находились и критики.
На заре импрессионизма Роберто Лонги (1890—1970), итальянский искусствовед, историк искусства, позволил себе отозваться о мастере следующим образом: "Антонио Канова - скульптор, родившийся мертвым, чье сердце находится во Фрари, рука в академии, а остальное не знаю где...".
Наверное, он всерьез полагал, что мазня импрессионистов талантливее.
Уже в наши дни парировал этот выпад хранитель коллекции Эрмитажа: "Видя эти строки, я могу только предположить, что известный в свое время критик следил за работами Кановы, но не видел его творений."
Вот с этим я с удовольствием соглашусь : )
Всем счастливых дорог!