Много сейчас обсуждается в сети такая организация как СЛОН, а именно Соловецкий лагерь особого назначения. Годы существования 1923-1933. На волне нового интереса к узникам политических репрессий, который активно подогревается такими блогерами как Дудь и Лядов, нужно более серьезно углубляться в тему. Ведь то, что нам показывают эти господа действительностью и объективной реальностью ну никак не назовëшь. Но интерес есть и ответ должен последовать.
Таким действительно взвешенным ответом могу считать ролики, которые записал Клим Жуков и Дмитрий Пучков. Они вполне развëрнуто разложили, как "Дудëвскую Колыму", так и "Ларинский Соловки". Ссылку на видео прикрепляю.
Именно эти работы мне напомнили о том, что Соловецкий монастырь не только при большевиках был тюрьмой, а уже с XVI века активно использовался, как место заточения политических узников. И считался очень надëжным местом из-за удалëнности от основных политических и культурных центров страны.
Хочу отметить, что феномен монастырской тюрьмы не принадлежит одним Соловкам, да России в целом. Такими местами заключения пользовались в Европе и это было вполне мировой практикой.
В этой статье я хочу рассмотреть одно из примечательных мест содержания тех времен, а именно "земляные" тюрьмы, или подземные. Были устроены под Корожной башней. Представляли они собой каменный погреб высотой два метра. Накрывался он деревянной крышей. в которой было проделано отверстие в него спускали самого узника, еду и раз в день меняли судно с отходами. На пол постилали солому. Более никаких удобств для заточенного человека не было. Отопления, как вы сами понимаете, тоже. И можно представить какой ужас приходилось переживать людям. Сейчас представить даже сложно.
В таких каменных мешках люди проводили десятки лет. Выводили их оттуда только 2-3 раза в год, чтобы они присутствовали на богослужениях по случаю больших церковных праздников. Никаких посещений и общения с другими людьми не допускалось. Один раз в месяц приходил святой отец, чтобы исповедовать и причастить заключенного. Особенной проблемой, для находившихся в погребах были крысы, которые могли напасть на человека и нанести ему серьезные увечья. Тем же кто надзирал тюрьму, строго запрещалось передавать какие-либо средства защиты.
Так, например, один караульщик за только то, что дал узнику "бунтовщику Ивашке Салтыкову" палку для обороны от крыс, был "бит нещадно плетьми".
Когда заключенные прибывали на остров, то вид мест, в которых они будут содержаться, действовал на них очень сильно. Многие не выдерживали и впадали в истерики, обещая, что наложат на себя руки.
Как ныне арестанты, содержащиеся на стенной цепи, несколько усмирились, то от цепного содержания освобождены; поелику же к перемене своего положения совершенной надежды не подают и дабы впредь не могли учинить по буйному своему характеру каких-либо важнейших поступков и опасных происшествий, отделены от прочих арестантов, каждый из них в особую комнату, в коих содержатся ныне под строжайших за ними наблюдением ("Монастырские тюрьмы" А.С. Пругавин 1905 г.).
Вот такие суровые были тогда нравы. Хотел бы напомнить, что данная тюрьма просуществовала до 1883 года и в том же XIX веке использовалась в полной мере.