Найти тему
Колючий колобок

Правительство подоит металлургов

Завершилась «битва за металл»: власти и представители горнодобывающего и металлургического секторов достигли соглашения о повышении налогов на эти виды бизнеса. Как ни удивительно, но бизнес сумел немного отстоять свои позиции и снизить аппетиты Минфина.

Говорят, что заслуга компромиссе принадлежит премьеру Михаилу Мишустину. Если это так, то нас это только радует – хоть кто-то во власти пытается понять интересы предпринимателей, хочет дать им развиваться, а не отбирать все ради новых подачек тем, кто работать не может или не хочет.

Вообще, вопрос о повышении налогового пресса на какой-либо вид деятельности неоднозначный. С одной стороны, те же металлурги действительно сейчас получают сверхприбыли. Но не в результате расширения производства или улучшения ассортимента и качества выпускаемой продукции, а только лишь за счет высоких мировых цен на их продукцию. При этом пользуются они природными ископаемыми страны, которые принадлежат всему народу. Так что делиться надо.

С другой стороны, нельзя менять налоговое законодательства каждый раз, как только биржевые цены на какой-то вид товаров скакнут вверх. Стабильность налоговой системы – одно из незыблемых условий притока инвестиций, как внутренних, так и внешних. Кроме того, в результате благоприятной внешней конъюнктуры, те же металлурги и так стали больше платить в бюджет из-за того, что выросла их прибыль.

Но так или иначе, решение принято. В год металлурги и производители удобрений будут отдавать государству дополнительно 150 млрд руб. Изначально Минфин планировал в течение трех лет отобрать свыше 500 млрд руб.

Но самое главное – удалось убедить власти не вводить так называемый «дифференцированный налог на прибыль». Суть этой идеи заключается в том, что если компания платит дивидендов больше, чем инвестирует, то для нее повышается налог на прибыль, который может превышать 30% по сравнению со стандартными 20%.

Вот это вообще ни в какие ворота не лезет. Компания заработала прибыль, и в праве самостоятельно определять, куда ее направить – на инвестиции или раздать акционерам. Более того, любой бизнес стремится развиваться, чтобы в будущем заработать как можно больше. Но в нашей стране для развития возможностей нет, поскольку внутренний спрос стагнирует с падением уровня жизни населения. Поставлять же дополнительную продукцию на экспорт также далеко не все могут – большинство зарубежных рынков защищены от российской и китайской продукции квотами и импортными пошлинами.

Правда, пока введение этого безумного налога решено лишь отложить лишь на год.

В целом же данные меры властей можно назвать умеренно-позитивными. Во-первых, еще несколько дней назад ожидалось, что объем «изъятия сверхдоходов» будет больше. Во-вторых, эти 150 млрд руб в год могут оказаться даже меньше той суммы, которую получил бы бюджет в случае продления на следующий год действующих сейчас экспортных пошлин.

По предварительным оценкам, это будет стоить отрасли около 5% валовой прибыли, что не очень много.

Таким образом, можно сказать, что перспективы акций компаний металлургического сектора несколько улучшились. Вчера бумаги металлургов отреагировали ростом на сообщение о достижении компромисса.

На какой-то опережающий рост бумаг металлургов относительно рынка акций в целом сейчас рассчитывать не стоит. Но в случае коррекции акции этого сектора могут выглядеть лучше рынка из-за их высокой дивидендной доходности, которая оценивается по отдельным бумагам в 15 и более процентов.

Так что акции металлургов можно оставлять в инвестиционных портфелях, что мы и делаем в своем Портфеле Колобка.