Сегодня мой рассказ будет строиться на основе выпуска замечательного журнала "Математика в школе № 4", вдумайтесь, от июля-августа 1941 года. В одной из статей приводятся примеры вступительных задача в высшие учебные заведения, а также выпускных экзаменов в школы Москвы, проходивших 29 мая 1940 года.
Сама статья является ответом на прошлый материал, опубликованный выпуском ранее:
В нём отмечается, что наряду с "качественным улучшением уровня знаний, наблюдающимся у ряда учащихся хорошей записью, толковыми решениями и объяснениями" экзаменационная кампания выявила ряд недостатков и недоделок, которые легли на плечи школ, среди которых самым главным было
"большое расхождение трудностей экзаменационных задач на выпускных испытаниях в школе и приемных в Вузе"
Выявлено это было так: от многих Вузов стала приходить информация о том, "что часть отличников, поступивших без испытаний в ВУЗ, имеют неудовлетворительные оценки, а некоторые и вовсе отчисляются по неуспеваемости на первом курсе".
В качестве одного из примеров приводится следующая школьная текстовая задача:
- Из города А в город B, отстоящий от А на d километров, отправился пешеход. Спустя час вслед за ним по той же дороге отправился со скоростью, на а км/ч больше первого, другой пешеход, который успел догнать первого и возвратиться в А в то время, в какое первый пешеход успел только прийти в город B. Сколько километров в час проходил первый пешеход?
Давайте решим задачку. Пусть:
- x км/ч - скорость движения первого пешехода;
- d/x часов -время его движения;
- x/a часов - время, необходимое второму пешеходу, чтобы догнать первого;
- 2x/a часов - время движения второго.
Тогда решение задачи заключается в решении уравнения:
Очевидно, верным является ответ с "+", хотя, строго говоря, надо еще проверить, будет ли числитель положительным (так и есть).
Простая задача, не так ли? В то же время авторы отмечают, что при поступлении в ВУЗ школьные отличники попадают под маховик, например, таких задач:
В качестве вывода автор статьи указывает на необходимость перестройки курса математики 10-го класса, развития у учеников техники вычисления, информирования учеников о программах вступительных испытаний в ВУЗы, чтобы они могли готовиться к ним значительно заранее.
И последнее, как вишенка на торте, актуальное и сейчас: "повысить ответственность школы за выдаваемые ей аттестаты".
Может, дело было только в этом? Пишите в комментариях! Спасибо за внимание! А вот такие выпускные экзамены были в царских лицеях.