Найти в Дзене
Математика не для всех

Типичная задача по математике, которую выпускники школ Москвы решали в 1940 году. Какие были проблемы с поступлением в ВУЗ?

Сегодня мой рассказ будет строиться на основе выпуска замечательного журнала "Математика в школе № 4", вдумайтесь, от июля-августа 1941 года. В одной из статей приводятся примеры вступительных задача в высшие учебные заведения, а также выпускных экзаменов в школы Москвы, проходивших 29 мая 1940 года.

Источник: http://ancharov.lib.ru/FOTO/ancharov3040-2.jpg
Источник: http://ancharov.lib.ru/FOTO/ancharov3040-2.jpg

Сама статья является ответом на прошлый материал, опубликованный выпуском ранее:

-2

В нём отмечается, что наряду с "качественным улучшением уровня знаний, наблюдающимся у ряда учащихся хорошей записью, толковыми решениями и объяснениями" экзаменационная кампания выявила ряд недостатков и недоделок, которые легли на плечи школ, среди которых самым главным было

"большое расхождение трудностей экзаменационных задач на выпускных испытаниях в школе и приемных в Вузе"
В статье также приводится ряд типичных ошибок экзаменующихся. Особую трудность, согласно автору, в 1940 году вызывали задачи с логарифмами. А еще отмечалось непонимание многими учениками метода полной индукции (!!!). Сильно, ничего не скажешь.
В статье также приводится ряд типичных ошибок экзаменующихся. Особую трудность, согласно автору, в 1940 году вызывали задачи с логарифмами. А еще отмечалось непонимание многими учениками метода полной индукции (!!!). Сильно, ничего не скажешь.

Выявлено это было так: от многих Вузов стала приходить информация о том, "что часть отличников, поступивших без испытаний в ВУЗ, имеют неудовлетворительные оценки, а некоторые и вовсе отчисляются по неуспеваемости на первом курсе".

Эх, и никакой защиты персональных данных
Эх, и никакой защиты персональных данных

В качестве одного из примеров приводится следующая школьная текстовая задача:

  • Из города А в город B, отстоящий от А на d километров, отправился пешеход. Спустя час вслед за ним по той же дороге отправился со скоростью, на а км/ч больше первого, другой пешеход, который успел догнать первого и возвратиться в А в то время, в какое первый пешеход успел только прийти в город B. Сколько километров в час проходил первый пешеход?
С арифметикой, впрочем, тоже бывали проблемы
С арифметикой, впрочем, тоже бывали проблемы

Давайте решим задачку. Пусть:

  • x км/ч - скорость движения первого пешехода;
  • d/x часов -время его движения;
  • x/a часов - время, необходимое второму пешеходу, чтобы догнать первого;
  • 2x/a часов - время движения второго.

Тогда решение задачи заключается в решении уравнения:

-6

Очевидно, верным является ответ с "+", хотя, строго говоря, надо еще проверить, будет ли числитель положительным (так и есть).

Простая задача, не так ли? В то же время авторы отмечают, что при поступлении в ВУЗ школьные отличники попадают под маховик, например, таких задач:

Кстати, обструкции из-за завышенной сложности испытаний подвергается только лишь Московский авиационный институт. Интересно, с чем это связано?
Кстати, обструкции из-за завышенной сложности испытаний подвергается только лишь Московский авиационный институт. Интересно, с чем это связано?

В качестве вывода автор статьи указывает на необходимость перестройки курса математики 10-го класса, развития у учеников техники вычисления, информирования учеников о программах вступительных испытаний в ВУЗы, чтобы они могли готовиться к ним значительно заранее.

И последнее, как вишенка на торте, актуальное и сейчас: "повысить ответственность школы за выдаваемые ей аттестаты".

Может, дело было только в этом? Пишите в комментариях! Спасибо за внимание! А вот такие выпускные экзамены были в царских лицеях.

  • TELEGRAM, VKONTAKTE и Facebook - там я публикую не только интересные статьи, но и математический юмор и многое другое.